Несмотря на вступление в ВТО, тема производства посуды в России продолжает оставаться актуальной. Представляется, что у России есть все необходимое, чтобы как минимум обеспечить большую часть российских покупателей посудой собственного производства. Есть сырьевая база для основных видов продукции, действуют льготы на приобретение импортного оборудования, стоимость трудовых ресурсов в России в среднем не выше, чем в Китае, работают различные программы по облегчению доступа малого и среднего бизнеса к доступным кредитным ресурсам. С другой стороны есть и определенные административные барьеры, и не совсем адекватны тарифы на энергию, высоки риски ведения бизнеса, но для этих проблем есть решения, о чем говорит опыт ведущих российских посудных заводов. Главное в том, что отечественная посуда пользуется доверием у покупателей и это является на сегодняшний день значимым конкурентным преимуществом. О проблемах, связанных с созданием производственного предприятия в России, нашему сайту рассказал Николай Клюев, заместитель директора компании «МеталлИмпорт», одного из самых молодых российских производителей литой алюминиевой посуды ставшей уже известной торговой марки CAStA.
- Всегда интересны истории о том, как люди из самых разных отраслей вдруг оказываются на нашем посудном рынке. Чем вы занимались «в прошлой жизни»?
- Я родился в семье военного, все детство провел в военных городках в разных концах Советского Союза и сам тоже выбрал карьеру в вооруженных силах. Служил инженером-радиотехником в армиях трех государств – советской, российской и белорусской. В Белоруссии же уволился из вооруженных сил в 2000 году по банальным экономическим обстоятельствам – стало не хватать денег на семью. Пришел к своему однокашнику, директору компании «БелТОР7», которая на тот момент занималась переработкой лома. Он и предложил поучаствовать в проекте, связанном с производством литой алюминиевой посуды. С тех пор все и началось. Купили несколько кокильных машин и начали делать изделия, которые на рынке можно встретить до сих пор, естественно, в полностью обновленном виде.
- Трудно было начать работу в совершенно новой области?
Нелегко. Приходилось все начинать практически «с нуля» - правильно построить технологический процесс, запустить его, добиться нужного качества. В распоряжении был минимум оборудования и мастер-литейщик, который никогда ранее посудой не занимался.
Например, одной из самых сложных задач на первом этапе было получение сертификата. В Белоруссии тогда, как, впрочем, и сейчас, действовали довольно жесткие требования. Сертификационная комиссия приезжает на завод и смотрит весь процесс. – какой используется металл, как осуществляется литье, есть ли изолятор брака, как обрабатывается конечное изделие и еще множество мелких нюансов. На каждое действие должна быть своя регламентирующая бумага. На первое изделие сертификат мы получали почти полгода. Правда, через несколько лет эта технология уже была настолько отработана, что получение сертификата проходило в течение двух недель – первую неделю комиссия готовилась к приезду, и еще неделя требовалась на изготовление сертификата.
- Два года назад вы приехали в Россию и вновь поучаствовали в создании посудного производства. Второй раз было проще?
- Да, второй раз было гораздо проще. Изначально уже было понятно, что нужно делать, какие артикулы пользуются большей популярностью, с чего нужно начинать работу. В итоге за довольно короткий срок решили все основные задачи – наладили производство, систему контроля за качеством, запустили на рынок вполне конкурентоспособные и технологичные линии посуды, создали систему сбыта… . Фактически за два года удалось с нуля если и не стать полноценным игроком в сегменте литой посуды, то по крайней мере создать все условия для дальнейшего развития. Шероховатостей и трудностей хватает, но, как правило, в каждом конкретном случае понятно, что нужно делать и какие решения принимать.
- Как удается решать проблему с качеством?
- У нас разработана специальная маркировка каждой единицы продукции. И если возникают проблемы (большая часть, как правило, проявляется на этапе нанесения покрытия), то мы точно знаем, кто принимал участие в производстве этого изделия и на каких этапах. Дальше работаем над ошибками. Претензии по поводу покрытой посуды тоже возникают, от этого никто не застрахован. На самом деле, на качество посуды влияет огромное количество факторов, включая такие показатели, как окружающая температура воздуха, влажность. Плюс у нас литье осуществляется вручную, приходится учитывать и субъективный фактор. Летом в такую жару, как стоит сейчас, лить алюминий сложнее – и людям трудно, и оборудование греется и от этого капризничает. В редких случаях получения претензий от конечных потребителей мы стараемся полностью их удовлетворять, даже в тех случаях, когда наша вина кажется неочевидной. Нам стратегически важна репутация марки и качество для нас на первом плане.
- Если Россию и Белоруссию сравнить с точки зрения организации посудного производства, существенны ли различия?
- Да, безусловно, это совершенно разные страны. В России все по-другому. И в плане количества покупателей, и в их платежеспособности, и в отсутствии жесткой регламентации рынка, которая есть в Белоруссии. Вообще, производство посуды в России - это огромные возможности, которые даже многими профессионалами недооцениваются. Главное в том, чтобы делать все правильно. Нашим партнером является производитель покрытий Weilburger из Германии (торговая марка Greblon) и в этом плане работа с немцами дает огромный опыт. Нам нужно учиться у них точности и скрупулезности в выполнении технических рекомендаций, в том, что мелочей в производстве не бывает.
- Как построена сегодня система сбыта продукции CAStA?
- Мы сосредоточили свои усилия на крупных оптовых дистрибьюторах. Напрямую с розницей практически не работаем – мелкие магазины ни нам не интересны, ни мы им, да и не имеет никакого смысла конкурировать с нашими крупными покупателями. С сетями напрямую тоже пока не работаем, хотя в будущем такую возможность для себя не отвергаем.
- Как оцениваете ситуацию с заявлением в ФАС на торговую марку GreenPan, которую подали ваши коллеги с «Невы-Металл Посуды», «Scovo», Groupe SEB и Dupont? Вам не предлагали поставить подпись?
- Нет, нам поучаствовать в деле не предлагали – обо всем узнал из прессы. Но, если бы предложили, я бы подписался. Рынку нужны правила и рамки. Никто не мешает конкурировать в качестве продукции и условиях работы, но зачем строить свое продвижение на голословных обвинениях конкурентов?
- CAStA становится одним из основных игроков на рынке посуды с керамическим покрытием. Как сами оцениваете перспективы этой продукции?
- Керамика сегодня пользуется повышенной популярностью, и с этим трудно что-то поделать. Как специалист я могу сказать, что качественное трехслойное антипригарное покрытие лучше керамики по большинству параметров, однако покупателям посуда с керамическим покрытием интересна и мы рады удовлетворить их интерес достойным предложением. Наша линия керамической посуды близка к лучшим европейским образцам и по характеристикам корпуса, и по качеству покрытия, и по внешнему виду и удобству использования.