Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России и перспективы единого рынка посуды.

27 ноября в Минске на встрече глав государств Белоруссии, Казахстана и России будут приняты окончательные решения о запуске Таможенного союза. Таможенный союз будет означать ликвидацию внутренних таможенных барьеров на границах трех стран, по сути, формирование нового рынка с совокупным населением более 160 млн. человек. Применительно к рынку посуды это означает, что российские, казахские и белорусские компании-импортеры получат возможность вести свою деятельность на территории всех стран на равных условиях. Данный факт может серьезно изменить конфигурацию сил и усилить конкуренцию на локальных рынках. О взаимных перспективах российского и белорусского рынка мы поговорили с одним из самых компетентных экспертов по данному вопросу, Ильей Н. Петуновым, генеральным директором фирмы «Белпромсервис-Плюс», обладающим опытом работы и владеющим ситуацией как на белорусском, так и на российском рынках.

- Илья, в прессе достаточно много говорится о Таможенном союзе, однако далеко не всем игрокам рынка посуды понятно, что изменится в их деятельности с 1 января, когда Таможенный союз начнет существовать де-факто.

- На самом деле, несмотря на то, что Таможенный союз начнет отчет времени своего существования с начала нового года, таможенный контроль будет снят лишь с 1 июля 2010 года. Полгода страны берут на то, чтобы построить систему единого контроля и наладить информационный обмен между таможнями и согласовать прочие процедуры.

Таможенный союз подразумевает, что на территории всех стран будет действовать единый таможенный тариф и внутри его не будет никаких ограничений для перемещения импортируемых товаров, выпущенных в свободное обращение. Контроль выносится на внешние границы союза и будет все равно, через какое государство ввозить товар. Для нас это означает, что белорусский рынок открывается для российских поставщиков-импортеров, равно как и российский рынок – для белорусских. До сих пор, ввозимый в Белоруссию из России (и наоборот) импортный товар третьих стран облагался таможенными пошлинами и автоматически становился неконкурентоспособным. Поэтому серьезные компании «делили» ввозимый в основном из стран Юго-Восточной Азии товар где-нибудь на складах в Европе, часть его направляя в Россию,а часть – в Белоруссию.

С введением Таможенного союза потеряют свою актуальность некоторые контрабандистские методы, которыми до сих пор пользуются некоторые участники рынка. Например, когда машина, следующая с товаром якобы через территорию Белоруссии в Россию, бесследно пропадала по дороге.

- Будет ли означать Таможенный союз действительное равноправие импортеров посуды по ведению торговой деятельности в других государствах?

- Маловероятно. Все страны имеют собственные, сильно отличающиеся от других, правовые системы, в том числе и регулирующие правила торговли. Несколько лет назад некоторые российские компании пытались провести экспансию на белорусский рынок, но все попытки действовать самостоятельно, оказались, мягко говоря, не очень успешными. На это есть объективные причины. По уровню административного контроля Белоруссия сильно превосходит Россию. Деятельность всех белорусских предприятий находится под жестким административным контролем государства, которое, в том числе, создает режим благоприятствования для местных товаропроизводителей.

Помимо этого, товары, поставляемые в Белоруссию, проходят жесткий контроль со стороны служб, отвечающих за гигиену и стандартизацию. В частности, подтверждение на соответствие гигиеническим требованиям в Белоруссии, в отличие от России, должно оформляться на каждую партию товара. Для этого приходится либо подтверждать заключение, выданное в России, либо проходить процедуру проверки каждый раз заново. В первом случае, если процедура проверки в двух странах идентична, надо собрать и предъявить протоколы испытаний и другие необходимые документы, заверенные у нотариуса (на что не всегда оказываются готовы российские контрагенты), во втором случае – предоставить образцы на экспертизу. И тот и другой вариант отнимают много времени, сил и требуют чуть ли не ювелирной работы с документам, причем успех не всегда гарантирован. Причиной для отказа может стать что угодно – несоответствие требованиям к маркировке, неправильное заполнение документов, и многое другое. Причем если в России большинство вопросов решается с чиновниками с помощью взятки, то в Белоруссии такой вариант практически исключен.

Другой аспект – особенности работы с белорусскими магазинами, которые в большинстве своем являются государственными, и получают львиную долю товара на реализацию или по установленным квотам. До последнего времени на территории Белоруссии действовало ограничение на розничную торговую наценку, что тоже создавало дополнительные сложности для всех участников торговли.

- А белорусские компании-импортеры посуды смогут составить конкуренцию своим российским коллегам?

- Вряд ли. В данном случае следует говорить скорее о том, есть ли на белорусском рынке посуды фирмы, готовые к экономической экспансии в части импорта. Белорусский рынок небольшой, количество игроков и их экономические возможности известны, и в данном случае российским компаниям опасаться нечего. В настоящее время на белорусском рынке далеко не все крупные компании чувствуют себя уверенно и в силу разных обстоятельств теряют свои позиции. И в этих условиях думать о российском рынке, который в настоящее время уже весь поделен сильнейшими игроками, вряд ли стоит.

- Иными словами, скорее всего, следует ожидать сохранение статус-кво?

- Да, этот сценарий наиболее вероятен. Сегодня между российскими и белорусскими компаниями за многие годы сотрудничества сложились устойчивые торговые партнерские отношения, и никто не заинтересован их нарушать. Вряд ли введение единых таможенных тарифов обернется обострением конкуренции на рынке какой-либо из стран.

© posudka.ru