Посуда с антипригарным покрытием: почему покупатели остаются разочарованными

Посуда с анипригарным покрытием существенно облегчает готовку – она не пригорает, ее легко мыть, она не ржавеет и не требует дополнительных усилий, как, например, чугунная посуда без покрытия. Вместе с тем, анипригарная посуда уязвима к нарушению правил эксплуатации, несоблюдение которых легко приводит изделия в негодность или существенно ухудшает их потребительские свойства. Претензии к посуде с антипригарным покрытием у покупателей возникают часто. Какие-то из них связаны с проблемами с качеством, какие-то – с недостаточно честным раскрытием информации со стороны производителей и продавцов, какие-то являются следствием невнимательного чтения информации о товаре и инструкций по эксплуатации покупателем. Продолжаем тематический цикл статей и разбираем основные причины недовольства покупателей посудой с антипригарным покрытием.

Плохие антипригарные свойства

Несоответствие антипригарных свойств ожиданиям – самая частая причина неудовлетворенности покупателей. Число недовольных покупателей здесь обратно пропорционально классу посуды: чем дешевле и беднее у нее технические характеристики, тем больше недовольных. Это объяснимо: антипригарные покрытия начального уровня изначально имеют минимальный ресурс, а корпус из тонкого металла приводит к перегреву и, следовательно, полной потере антипригарных свойств.

Сковороды из литого и кованого алюминия с покрытиями среднего и премиального уровня также можно перегреть, но таких случаев заметно меньше. Перегрев часто можно определить визуально – на внешней поверхности дна появляется характерный коричневый оттенок, более заметный на светлых и цветных покрытиях и менее заметный на темных покрытиях. Бывает, что покупатели жалуются на потерю антипригарных свойств после попыток определить степень нагрева по поведению капель воды на поверхности ( эффект Лейденфроста) – данный способ, который подходит для посуды из нержавеющей стали и чугуна, является верным способом перегреть сковороду и «убить» антипригарное покрытие.

Часто жалуются на плохие антипригарные свойства посуды покупатели, которые пытаются жарить без масла – данный способ также многократно усиливает риск перегрева (и, соответственно, потери антипригарных свойств), да и сама идея жарить без масла подходит только к ограниченному перечню продуктов – жирное мясо и птицу пожарить можно, а вот с овощами, яйцами, рыбой данный способ работает плохо.

Быстрая потеря антипригарных свойств посудой с керамическими покрытиями

Отдельная проблема – антипригарные свойства керамических покрытий. На новых сковородах они прекрасные, но после определенного цикла готовок теряются практически полностью. Перегрев, мытье в посудомоечной машине, приготовление кислых продуктов существенно ускоряют потерю антипригарных свойств «керамикой». Пока принципиальных решений проблемы быстрой потери антипригарных свойств керамическими покрытиями не наблюдается, несмотря на то, что они используются в посуде много лет и их постоянно дорабатывают и усовершенствуют.

В связи с тем, что самая распространенная причина потери антипригарных свойств - это перегрев, можно рекомендовать покупателям контролировать температуру нагрева с помощью бесконтактного термометра.

Повреждения антипригарного покрытия

На антипригарных покрытиях легко появляются царапины. Основной компонент покрытий, обеспечивающий антипригарные свойства - PTFE - достаточно мягкий материал, он царапается и металлическими, и бамбуковыми, и пластиковыми (нейлоновыми / полиамидными) инструментами, и абразивными поверхностями губок, и жесткими щетками для мытья посуды. Количество царапин, их глубина и скорость появления зависит от типа покрытий. Покрытия начального уровня, нанесенные тонким слоем, царапаются очень легко и до самого корпуса, на усиленных покрытиях среднего и премиального уровня обычно повреждается только верхний слой, а сами царапины часто не заметны (если не особенно присматриваться). Покрытия с базовым слоем с плазменным напылением дают почти 100% защиту от царапин до металла.


Появления царапин на поверхности антипригарной посуды трудно избежать

Нечасто, но бывает, что покупатели сталкиваются с некачественно нанесенным покрытием, которое может вздуваться или вовсе слезть с посуды – это является производственным браком и гарантийным случаем.

Производителям и продавцам посуды с покрытием без усиления можно рекомендовать акцентировать внимание покупателей на предпочтительном использовании с антипригарной посудой кухонных аксессуаров из силикона.

Проблемы со стеклянными крышками

Проблемы с крышками антипригарной посуды встречаются достаточно часто. Случается, что крышки лопаются во время использования, плавятся и повреждаются ручки крышек. Связано это с тем, что производители в большинстве своем закупают крышки у сторонних компаний и не всегда могут проконтролировать качество каждой партии. Самые проблемные крышки – из листового стекла с металлическим ободком. Чем больше диаметр крышки – тем больше риск ее разрушения. Крышки с силиконовым ободком дороже и, как правило, качественнее, крышки из литого стекла - самый надежны вариант, но они стоят дороже и ими посуда комплектуется реже.

Также бывают случаи, когда крышки плохо «садятся» на посуду из-за нарушенной геометрии корпуса, возникающей на этапе производства или в процессе транспортировки.

Разрушение крышки или нарушенная геометрия корпуса – гарантийный случай и повод для возврата товара. Покупателям лучше проверять качество посадки крышки либо в магазине, либо, при заказе через интернет, сразу после получения товара.

Люфт и разрушение ручек

Ручки сковород - еще одно слабое место, так как часто производители их сами не производят и не могут полноценно обеспечить контроль качества. Чаще всего жалуются на съемные ручки - у них бывает люфт, также не всегда нормально работает механизм снятия, мытье в посудомоечной машине вызывает коррозию металлических частей. Трещины в ручках чаще всего появляются в зоне крепления их шурупом. Иногда покупатели (женщины) жалуются, что со временем винт ослабляется и ручка начинает болтаться.

Поломка ручки – гарантийный случай, также можно рекомендовать покупателям осматривать ручки на этапе покупки. Производителям и продавцам не лишним будет держать отдельно запас ручек и информировать покупателей о необходимости периодически подтягивать винт с указанием типа отвертки.

Неплотное прилегание дна посуды к поверхности плиты

Неровное дно посуды ухудшает ее потребительские свойства. Особенно это заметно на стеклокерамических поверхностях – неплотное прилегание увеличивает время разогрева. На индукционных плитах посуда с неровным дном может издавать посторонние звуки. Нарушение геометрии дна возникает на этапе отливки или штамповки, или в результате деформации во время транспортировки (чем тоньше сковорода, тем легче она деформируется).

Покупателям можно рекомендовать проверять прилегание дна до первого использования (хотя данная проблема относится к производственному браку, вернуть новую сковороду гораздо проще).

Алюминиевые сковороды с тонким дном могут выгибаться наружу – в этом случае их становится затруднительно использовать даже на газовых плитах. Гарантию от такой деформации дает только толщина алюминия. Для легких алюминиевых штампованных сковород оптимальная толщина дна - 2,5 – 3 мм. Кованые и литые сковороды в процессе нормального использования не деформируются.

Вогнутое дно

Большинство сковород имеют вогнутое дно, что часто раздражает покупателей, так как масло растекается по краям. Данная конструкция предусмотрена ГОСТом для того, чтобы дно не выгибало наружу, допускается вогнутость наплитной посуды в 0,5% от наружного диаметра плоской части дна (визуально оценить вогнутость дна можно, если расположить на дне вертикально линейку и посмотреть на просвет).

Принципиально проблему с вогнутым дном не решить – практически на всех сковородах масло стекает к краю дна.


Поставленная на ребро линейка позволяет визуально оценить вогнутость дна и площадь соприкосновения дна посуды с поверхностью плиты

Неприятный запах

Новые сковороды иногда при нагревании неприятно пахнут. Как правило, с этим сталкиваются покупатели посуды из литого алюминия – в порах сплава остаются литейные газы, которые при нагревании выходят. Проблема решается погружением посуды в воду, либо можно перед первым использованием вскипятить в ней воду.

Другая возможная причина запаха – этикетки или остатки клея, которые остаются на корпусе и при нагреве посуды горят. Этикетки на посуде – особая «боль» покупателей, в них используются агрессивные трудноудаляемые клеевые составы, которые обычно требуют дополнительных усилий вроде обработки места клея растительным маслом или специальными средствами.

Рекомендации производителям – размещать этикетки не на корпусе посуды, а на элементах картонной или бумажной упаковки (или хотя бы на ручках), указывать в инструкции способ удаления этикетки. Производитель, который когда-нибудь добавит к посуде набор по удалению этикетки, наверняка заслужит благодарность покупателей.

Несоответствие посуды описанию или фотографии

При приобретении посуды через интернет покупатели замечают, что иногда не совпадает цвет посуды с фото, отсутствует логотип, вместо крышки с металлической кнопкой приходит крышка с пластиковой кнопкой. Иногда заявленные технические характеристики не с заявленными.
Покупателям можно рекомендовать при приобретении антипригарной посуды внимательно осматривать посуду и по возможности проверять параметры (например, сравнивать вес). При сомнениях - связываться с продавцом для уточнения информации или делать возврат товара.

Посуда не распознается индукционной плитой

Данная проблема имеет два измерения. Во-первых, часть посуды из алюминия, предназначенной для индукционных плит, не распознается варочными поверхностями. Как правило, это касается тех изделий, индукционные диски в которые вштамповываются (у посуды с технологией full induction такие проблемы с распознаванием на плитах единичны). Во вторых, иногда покупатели не читают внимательно информацию о пригодности посуды для индукционных плит. Если почти вся алюминиевая посуда из Китая сегодня к нам поступает уже с индукционным дном, у российских производителей ситуация обратная – для индукции подходят ограниченное количество коллекций.

Покупателям можно рекомендовать тестировать новую посуду на индукционных плитах сразу после покупки, чтобы облегчить возврат, и внимательнее читать информацию о товарах (в том числе - о диаметре индукционного диска). Производителям и продавцам обычной посуды стоит акцентировать на упаковке и в описании тот момент, что их посуда не подходит для индукционных плит.

Проблемы с посудомоечными машинами

Мытье в посудомоечных машинах иногда приводит к неприятным последствиям – части из непокрытого алюминия могут давать серый налет на всей посуде, если мыть сковороды с ручками, возможна коррозия болтов и механизмов съемных ручек. Также многие средства для посудомоечных машин ускоряют износ посуды. Некоторые продавцы (например, ИКЕА), по умолчанию не рекомендуют мыть никакую посуду с антипригарным покрытием посудомоечными машинами – такой подход кажется простым и честным.

«Ржавчина» на дне посуды, «порошок» вместо алюминия

Пользователи посуды алюминия с проточенным дном иногда жалуются на «ржавчину», которая появляется с внешней стороны дна. За нее принимают слой масла, который во время готовки попадает на дно и полимеризуется, приобретая коричневый оттенок, напоминающий цвет оксида железа. Достаточно эффективный и бережный способ избавления от полимеризованного масла – меламиновая губка.


Полимеризованное масло на дне сковороды некоторые покупатели принимают за признак коррозии

Также покупателей иногда смущает вид непокрытого литого алюминия по центру дна, особенно, если отсутствует логотип – это служит основанием для выдвижения разных конспирологических версий о замене алюминия другими составами. Данные случаи, хотя и относятся к курьезным, требуют реакции, например, наглядной демонстрации процесса производства посуды на разных этапах производства.

© posudka.ru