“Все счастливые года похожи друг на друга, каждый несчастливый год несчастлив по своему”, - так можно перефразировать классика, оценивая итоги 2024 год. Чтобы описать хороший год для рынка посуды, обычно достаточно пары характеристик: стабильность и рост дохода покупателей. В этом году с доходами было неплохо, а вот "стабильности нет", как отмечалось у другого классика. Уходящий год для рынка посуды начался в целом неплохо, но со второй его половины проблемы наслаивались одна на другую: инфляция съела значительную часть свободных средств покупателей, острее стала нехватка персонала, продолжались перманентные проблемы с оплатой поставок из-за рубежа, выросла стоимость заемных средств. Тем не менее, какими бы ни был сложным год, развитие на рынке посуды продолжалось: 2024 год запомнится яркими новинками, позитивными новостями о расширении отечественных производственных возможностей, осенней выставкой HouseHold Expo, ставшей, пожалуй, самой масштабной с момента своего возникновения. С точки зрения покупателей год также был скорее удачным: благодаря маркетплейсам выбор посуды сегодня огромный; цены растут, но, если поискать, в большинстве случаев можно найти выгодные варианты.
Производство посуды с антипригарным покрытием в России в последние годы переживает настоящий бум. Наращивание производственных мощностей стимулирует расширение линеек выпускаемой продукции у производителей и создает новые возможности компаниям, развивающим собственные торговые марки. Вместе с тем, потенциал отечественного производства антипригарной посуды в значительной степени сдерживается зависимостью от импортных комплектующих и материалов, прежде всего антипригарных покрытий. В этой связи настоящим прорывом этого года можно считать запуск производства антипригарных систем YUNA на базе УК «Пан-Синтез». Произведенные по европейским канонам, покрытия YUNA сочетают высокие потребительские характеристики, возможность подбора оригинальных цветовых оттенков под потребности клиента и конкурентную цену.
Бокалы-креманки стали настоящим хитом этого года. Они смотрятся одновременно и эффектно, и необычно, их хорошо дарить в подарок и удивлять ими своих гостей. Бокалы-креманки, отличающиеся изящными формами, имеют достаточно универсальное назначение - данные сосуды подойдут для подачи шампанского и других игристых вин, коктейлей, десертов. Рост популярности креманок поддерживается производителями и продавцами: в обычных и интернет-магазинах можно найти множество образцов от различных торговых марок в разных стилях, цветах, с декором и без. К новогодним праздникам мы подготовили обзор предложений оригинальных бокалов-креманок в разных ценовых категориях.
На минувших выходных в Санкт-Петербурге прошел очередной новогодний фестиваль керамики ручной работы и изделий из стекла, металла, дерева, текстиля Ceramania. Местом проведения стало проверенное и любимое посетителями и участниками пространство УКТ (бывший Участок Кабельной Тары) Севкабель Порта. Домашнюю атмосферу мероприятия оттеняла настоящая зимняя погода с циклоном, снегопадом и ветром, задувавшим с Финского залива. Посетителей было много (наверное, на пределе возможностей площадки), торговля шла живо. Продукция мастеров ожидаемо подорожала по сравнению с прошлым годом - на 30-50%. Состав участников включал постоянных экспонентов и новые имена. География Санкт-Петербургом не ограничилась, были керамисты и из других городов: Саратова, Вологды, Кирова, Москвы, Нижнего Новгорода, Жигулевска, Подольска, Новосибирска, Калининграда, Минска и т.д. Как всегда, фестиваль порадовал свежими идеями и решениям, необычными формами, оригинальными рисунками, и творческим отношением к миру, воплощенным в материальных предметах.
Компанию Duralex, известного во всем мире производителя стеклянной посуды, в 21 веке постоянно преследовали разные проблемы и неоднократная смена акционеров. Наконец, в 2021 году завод стал одним из активов компании International Cookware (современное название - La Maison française du verre, владеет французским Pyrex), а уже к середине 2024 года попал в процедуру судебного взыскания из-за долгов. Этому предшествовала длительная остановка производства в 2022 – 2023 году, вызванная резким ростом стоимости энергии. В итоге завод пока удалось снова спасти – его выкупили работники предприятия, создав «рабочий кооператив» (SCOP - société coopérative de production по французскому законодательству). Завод снова начал получать заказы и привлек внимание европейских СМИ.
Институт цвета Pantone определился с цветом года на наступающий 2025 год: им стал оттенок PANTONE 17-1230 Mocha Mousse, вдохновленный мощными источниками удовольствия и символами комфорта: какао, шоколадом и кофе. Для дизайнеров, связанных с производством посуды, такой выбор - прекрасная новость, ведь коричневые оттенки являются достаточно популярными в самых разных сегментах: наплитной посуде с антипригарным и эмалированным покрытием, посуде из фарфора и керамики, посуде из тонированного стекла, а также в кухонных принадлежностях. У оттенка PANTONE 17-1230 Mocha Mousse есть все шансы вдохновить производителей посуды на новые коллекции, которые войдут в число бестселлеров.
Отзывы на маркеплейсах - сформировавшийся канал коммуникации, существенно влияющий сегодня на принятие решений о покупке. В недавнем исследовании Avito утверждается, что 68% интернет-пользователей всегда читают отзывы, чтобы выбрать лучшее предложение. С позитивными отзывами производители и продавцы посуды в целом научились работать - они появляются и сами по себе, их можно стимулировать бонусами, а можно заказать за деньги. С критическими оценками все сложнее – реакция на них не всегда выглядит рациональной с точки зрения репутации товаров и брендов. Также стоит отметить еще одну тенденцию – доверие посетителей маркетплейсов к позитивным отзывам снижается (в том числе и из-за большого массива заказной информации), а вот на негативные отзывы, напротив, они обращают больше внимания.
Инфляция в последние месяцы бьет все рекорды, и продавцы посуды не стоят в стороне от этого процесса. Ноябрьские распродажи, привязанные к "черной пятнице" в этом году - хорошее время обзавестись посудой для себя или для близких, не откладывая покупку до новогодних праздников. В этом году для обзора распродаж мы выбрали наборы посуды из нержавеющей стали - их достаточно часто покупают и для себя (набор обычно дешевле, чем кастрюли по отдельности), и в качестве подарков. В обзор попали 10 предложений от разных ритейлеров и интернет-магазинов в средней ценовой категории в пределах 10 000 руб.* Все наборы включают минимум 3 предмета (без учета крышек), материал корпуса - нержавеющая сталь марки 304 (18/10).
Резкий рост доли маркетплейсов и их развитие дает интересную возможность посмотреть на рынок посуды комплексно и оценить качественные и количественные параметры предложения. Конечно, даже в массовом сегменте есть еще модели посуды, которые нельзя найти на Ozon или Wildberries, но чем дальше, тем более экзотичным такие случаи становятся. Соответственно, даже простой анализ открытых данных позволяет оценить порядок цифр – сколько моделей того или иного товара продается на нашем рынке, из каких стран, из каких материалов и т.д. То есть, сами по себе маркетплейсы дают близкую картину того, какой выбор сегодня есть у покупателя посуды. В качестве примера можно взять такой популярный вид посуды, как сковорода и такую площадку, как Ozon (на Wildberries по многим параметрам близкая картина).