Последние три месяца 2024 года темпы роста оборота розничной торговли продолжали снижаться, и в итоге по результатам прошлого года ритейл в РФ показал позитивную динамику, прибавив 7,2% к показателю 2023 года, а его объем в абсолютных цифрах составил 55,6 трлн. рублей. Реальные располагаемые денежные доходы выросли на сопоставимые на 7,3%; из значимых фактов можно разную динамику у работающих и неработающих граждан: в реальном исчислении заработные платы выросли на 7,3%, а пенсии сократились на 0,8%. Средняя номинальная зарплата по РФ составила 86 399 руб., средняя пенсия - 20 964 руб.
В четырех округах – Южном, Приволжском, Уральском и Сибирском - оборот розничной торговли был выше среднего по РФ (наилучшую динамику показал ЮФО с +9,2% роста). Соответственно, в четырех других регионах – Центральном, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Дальневосточном рост ритейла был ниже среднего показателя по стране (меньше всего розница выросла на Северо-Западе).
Масленичная неделя в этом году довольно ранняя, начнется 24 февраля и продлится до 2 марта. В рознице приближение этого праздника проводов зимы уже чувствуется - на сковороды и принадлежности для приготовления и сервировки блинов начались акции. В этом году к масленице мы подготовили обзор блинных сковород из чугуна и стали без антипригарного покрытия.
Сковороды без покрытия хороши тем, что пользоваться ими можно практически всю жизнь. Для жарки блинов особых антипригарных свойств не требуется, но нужен определенный навык и выполнение двух условий: правильной температуры нагрева блинницы и регулярного смазывание ее поверхности.
Информация о возможной токсичности кухонных инструментов из черного пластика получила распространение с осени прошлого года и продолжает обсуждаться до сих пор: публикации на эту тему вышли во многих мировых СМИ, включая New York Times, CNN, National Geographic, USA Today и др. В нашем информационном пространстве данная проблема также получила некоторое освещение: свое мнение, в том числе, высказали даже представители Роспотребнадзора. Источником информации о проблемах с черным пластиком стали исследования, в рамках которых были выявлены «тревожные» уровни токсичных антипиренов в детских игрушках, упаковке, подносах, кухонных принадлежностей и их интерпретация. Постараемся понять, насколько серьезны опасения и что делать пользователям и продавцам утвари из черного пластика.
Рост продаж через маркетплейсы, где покупатели имеют возможность публиковать свои впечатления о посуде, позволяет оценить недовольство клиентов как в количественном, так и в качественном отношении. Одним из самых проблемных сегментов для продавцов является посуда из нержавеющей стали. Её относительно высокая стоимость , обусловленная объективными факторами, порождает завышенные ожидания, которые стимулируются излишней комплиментарностью продавцов в описании своей продукции на фоне бедных технических характеристик и использования некачественных материалов и несовершенных технологий. В настоящем обзоре рассматриваются основные претензии покупателей к посуде из нержавеющей стали.
Четвертый квартал года - самый лучший период для компаний, работающих на рынке посуды, когда спрос достигает пиковых значений. В этом году на фоне неплохих продаж три последних месяца стали и самыми «тихими» по количеству арбитражных разбирательств. Самым заметным событием, пожалуй, стали несколько исков в адрес красноярской розничной компании ООО «Надомаркет», специализирующейся на торговле посудой и товарами для дома. Самая крупная сумма претензий в 10 млн. рублей была предъявлена ООО «Богемия Трейдинг» к АО «Крокус Интернешнл». Нельзя не обратить внимание и на иски о защите исключительных прав от компаний «Арти-М» и «Аполло» к ООО ТД "СИМА-ЛЕНД" и третьим лицам. В данном случае речь идет об очередном раунде в противоборстве двух концепции посудного бизнеса: ставки на собственный дизайн против работы на грани уважения к авторскому праву (или за гранью – это и покажет разбирательство).
“Все счастливые года похожи друг на друга, каждый несчастливый год несчастлив по своему”, - так можно перефразировать классика, оценивая итоги 2024 год. Чтобы описать хороший год для рынка посуды, обычно достаточно пары характеристик: стабильность и рост дохода покупателей. В этом году с доходами было неплохо, а вот "стабильности нет", как отмечалось у другого классика. Уходящий год для рынка посуды начался в целом неплохо, но со второй его половины проблемы наслаивались одна на другую: инфляция съела значительную часть свободных средств покупателей, острее стала нехватка персонала, продолжались перманентные проблемы с оплатой поставок из-за рубежа, выросла стоимость заемных средств. Тем не менее, какими бы ни был сложным год, развитие на рынке посуды продолжалось: 2024 год запомнится яркими новинками, позитивными новостями о расширении отечественных производственных возможностей, осенней выставкой HouseHold Expo, ставшей, пожалуй, самой масштабной с момента своего возникновения. С точки зрения покупателей год также был скорее удачным: благодаря маркетплейсам выбор посуды сегодня огромный; цены растут, но, если поискать, в большинстве случаев можно найти выгодные варианты.
Производство посуды с антипригарным покрытием в России в последние годы переживает настоящий бум. Наращивание производственных мощностей стимулирует расширение линеек выпускаемой продукции у производителей и создает новые возможности компаниям, развивающим собственные торговые марки. Вместе с тем, потенциал отечественного производства антипригарной посуды в значительной степени сдерживается зависимостью от импортных комплектующих и материалов, прежде всего антипригарных покрытий. В этой связи настоящим прорывом этого года можно считать запуск производства антипригарных систем YUNA на базе УК «Пан-Синтез». Произведенные по европейским канонам, покрытия YUNA сочетают высокие потребительские характеристики, возможность подбора оригинальных цветовых оттенков под потребности клиента и конкурентную цену.
Бокалы-креманки стали настоящим хитом этого года. Они смотрятся одновременно и эффектно, и необычно, их хорошо дарить в подарок и удивлять ими своих гостей. Бокалы-креманки, отличающиеся изящными формами, имеют достаточно универсальное назначение - данные сосуды подойдут для подачи шампанского и других игристых вин, коктейлей, десертов. Рост популярности креманок поддерживается производителями и продавцами: в обычных и интернет-магазинах можно найти множество образцов от различных торговых марок в разных стилях, цветах, с декором и без. К новогодним праздникам мы подготовили обзор предложений оригинальных бокалов-креманок в разных ценовых категориях.
На минувших выходных в Санкт-Петербурге прошел очередной новогодний фестиваль керамики ручной работы и изделий из стекла, металла, дерева, текстиля Ceramania. Местом проведения стало проверенное и любимое посетителями и участниками пространство УКТ (бывший Участок Кабельной Тары) Севкабель Порта. Домашнюю атмосферу мероприятия оттеняла настоящая зимняя погода с циклоном, снегопадом и ветром, задувавшим с Финского залива. Посетителей было много (наверное, на пределе возможностей площадки), торговля шла живо. Продукция мастеров ожидаемо подорожала по сравнению с прошлым годом - на 30-50%. Состав участников включал постоянных экспонентов и новые имена. География Санкт-Петербургом не ограничилась, были керамисты и из других городов: Саратова, Вологды, Кирова, Москвы, Нижнего Новгорода, Жигулевска, Подольска, Новосибирска, Калининграда, Минска и т.д. Как всегда, фестиваль порадовал свежими идеями и решениям, необычными формами, оригинальными рисунками, и творческим отношением к миру, воплощенным в материальных предметах.
Компанию Duralex, известного во всем мире производителя стеклянной посуды, в 21 веке постоянно преследовали разные проблемы и неоднократная смена акционеров. Наконец, в 2021 году завод стал одним из активов компании International Cookware (современное название - La Maison française du verre, владеет французским Pyrex), а уже к середине 2024 года попал в процедуру судебного взыскания из-за долгов. Этому предшествовала длительная остановка производства в 2022 – 2023 году, вызванная резким ростом стоимости энергии. В итоге завод пока удалось снова спасти – его выкупили работники предприятия, создав «рабочий кооператив» (SCOP - société coopérative de production по французскому законодательству). Завод снова начал получать заказы и привлек внимание европейских СМИ.