С 30 октября 2008 года компания «Ромир Панель», входящая в исследовательский холдинг «Ромир», перешла к расчету базовых «SCIF индексов» на еженедельной основе («индексы домашнего потребления»)*.
На неделе с 5 по 11 января 2009 года произошли следующие изменения в расходах на повседневное домашнее потребление у семей в больших городах России.
«SCIF домашнее потребление российского горожанина» - индекс изменения затрат домохозяйств на повседневное домашнее потребление - составил 82,7% (-17,3%) по отношению к предыдущей неделе (с 29 декабря 2008 по 4 января 2009 года) и 141,1% (+41.1%) к аналогичной неделе 2008 года (с 7 по 13 января). Показатели для предыдущей недели (с 29 декабря 2008 года по 4 января 2009) составили соответственно: 92,3% (-7,7%) и 179,2% (+79.2%).
На неделе, завершившей праздничную декаду, сокращение затрат приняло более отчетливые формы. При этом размах предрождественских трат был традиционно меньше, чем предновогодних.
Любопытно, что домохозяйства в городах разных типов с редким единодушием сократили расходы примерно на 15-20%:
- для Москвы значение «SCIF индекса тип города» равно 81,8% (-18,2%);
- в Санкт Петербурге аналогичный показатель опустился до отметки 84,9% (-15,1%);
- семьи в городах – «миллионниках»: потратили на 16,4% меньше, чем неделей раньше (значение «SCIF индекса тип города» равно 83,6%);
- чуть больше других - на 19,2% - сократили затраты жители городов с населением от 500 000 до 1 000 000 человек (значение «SCIF индекса тип города» равно 80,8% к предыдущей неделе).
Теперь наступает самое интересное время для всех игроков потребительского рынка, с нетерпением ожидающих данных о том, насколько сократятся в январе расходы семей и начнут ли они снова расти.
Напомним, что в прошлом году в январе затраты домохозяйств упали всего на 18% по сравнению с декабрем 2007 года. Но тогда быстро дорожали продукты питания…
*SCIF Index – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе исследовательской платформы SCIF (Shopper-Centric Information Flow)**, который отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.
** Исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) основана на данных панели домашнего потребления 3000 домохозяйств (8520 индивидуальных потребителей), репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. В Москве панель представлена 1000 домохозяйств (2800 индивидуальных потребителей). Участники панели сканируют штрих - коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных SCIF.
Данные платформы SCIF детально показывают, какие товары, где, когда, по какой цене, кем и для кого покупаются. SCIF предоставляет подробную информацию о покупках, покупателях (тех, кто принимал решение о покупке), потребителях (для кого был куплен тот или иной товар), а также торговых точках (типе, статусе, расположении, виде обслуживания и пр.).