Исполнительный директор завода «Нева металл посуда» Шереметьев Александр Паисович: «Ни о какой натуральности «керамических» покрытий говорить нельзя»

Cпоры, связанные с производством посуды с керамическими и антипригарными покрытиями, сегодня, пожалуй, на рынке посуды являются самыми острыми. Этой теме посвящают внимание рейтинговые телепередачи, газеты и журналы с многотысячными тиражами. Границы дискуссии постоянно расширяются, и сегодня она уже далеко вышла за рамки профессионального сообщества. Однако за мощным информационным шумом скрывается не так много действительно обоснованных и аргументированных позиций. Сегодня мы представляем вниманию наших читателей интервью с Александром Паисовичем Шереметьевым, исполнительным директором завода «Нева металл посуда», предприятия, которое принципиально не производит посуду с керамическими покрытиями.

- Мало кто, кроме узких специалистов, сегодня точно понимает, что скрывается под названием "керамические покрытия". Не могли бы Вы рассказать, что они представляют сами по себе, из чего состоят (действительно ли только из натуральных материалов, как говорят рекламные материалы некоторых производителей), насколько различаются покрытия разных марок

Давайте определимся с терминами. Керамика (греч. keramike — гончарное искусство, от kéramos — глина), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений.

Термин «керамика» обозначает высокотемпературный процесс спекания при температурах около 1000 градусов Цельсия. Однако нанести покрытие, выдаваемое за «натуральное керамическое» на сковороду из алюминия невозможно: алюминий начинает плавиться при температуре около 660 градусов Цельсия. В связи с этим покрытие наносится по специальной золь-гель технологии, которая позволяет снизить температуру спекания до 180-250 градусов Цельсия.

Понятия золь и гель известны с конца 19 века, широкое распространение технология получила с середины 20 века. Золь-гель технология - это технология, включающая получение золя, и перевод его в гель. Золь, в нашем случае, - это взвесь частиц в органических растворителях.

В случае "керамических" покрытий такие золи получают из кремнийорганических соединений (органосилоксановых). Разные производители покрытий используют разные "кирпичики", из которых потом получается покрытие. В литературе по золь-гель технологиям чаще всего в качестве исходного вещества упоминается ТЭОС - тетраэтоксисилан. И даже ТЭОС получают не из песка - его получают из соединения кремния с хлором, которое, кстати, тоже получено в результате химического процесса. Таким образом, количество химических превращений, которое проходит исходный материал настолько велико, что на наш взгляд, ответ однозначный - ни о какой натуральности «керамических» покрытий говорить нельзя.

Покрытия разных производителей различаются по составу. Как правило, перед началом нанесения смешивают несколько компонентов, каждый из которых поставляется в отдельной таре: основа, катализаторы, отвердители. Таких компонентов в одном слое покрытия может быть несколько, также разное количество может быть и слоёв. Конечно в химическом составе слоев покрытия будут присутствовать и безопасные компоненты, такие как кремний и кислород. Но формирование «керамического» (научное название «полиорганосилоксановое, а также «кремнийорганическое») покрытия происходит при обязательном добавлении катализаторов и отвердителей. Катализаторы – это активаторы, крайне химически активные органические компоненты, это может быть, например, муравьиная кислота, которая может превращаться формальдегид и метиловый спирт Без катализаторов процесс образования покрытия будет протекать крайне медленно, а без отвердителей такой процесс и вовсе невозможен. Из-за низких температур спекания (180 – 250 градусов Цельсия) «керамического» покрытия органические компоненты исходных материалов могут оставаться в покрытии. Так как температуры спекания совпадают с температурами эксплуатации посуды, не удаленные из покрытия органические компоненты могут выделяться уже в пищу и окружающую среду.

- Многие потребители, покупающие посуду с керамическим покрытием, жалуются на быструю потерю антипригарных свойств, причем с виду покрытие может совершенно не измениться. Почему это происходит и что обеспечивает антипригарные свойства керамических покрытий?

- Органические заместители (из исходных кремнийорганических соединений) собираются на поверхности посуды в виде "маленьких зонтиков", прикрывая внутреннюю кремний-кислородную структуру. Именно эти органические заместители придают «керамическим» покрытиям антипригарные свойства. Так как эти органические заместители при нагревании легко улетучиваются, то и срок службы «керамического» покрытия как антипригарного очень мал. Кстати, если эти органические заместители - метильные, а это достаточно часто, то они вполне могут превращаться в метанол и формальдегид.

- Нева Металл Посуда постоянно обращает внимание, что она является производителем посуды с покрытиями "на водной основе" четвертого класса безопасности. Означает ли это, что на рынке есть посуда с PTFE покрытиями, которые представляют определенную опасность? К какому классу опасности, кстати, можно отнести керамические покрытия?

С момента основания компании Нева металл посуда придерживается своей философии производства: производить продукт, которым ты гордишься, пользуешься сам и можешь подарить и порекомендовать знакомым и друзьям. Нам не интересны были пути развития «делать так же, как другие» или «делать, как проще», напротив, мы с самого начала решали задачу «делать, как правильно». Основным мерилом, и, если хотите, контрольным показателем, является – выпуск только такой посуды, которую мы хотим использовать в своих семьях.

Исторически сложилось так, что с момента основания, наша компания применяет покрытия российского производства (НПК «Сталафлон») на водной основе, без перфтороктановой кислоты (PFOA), которые имеют 4 класс (классы опасности), самый безопасный по ГОСТ 12.1.007-76, несмотря на то, что это значительно усложняет процесс производства посуды.

Исследование, к какому классу относится антипригарное покрытие – не стандартное и, к сожалению, не обязательное требование. Другие производители подобные исследования не практикуют. Методика проверки ярко иллюстрирует влияние материала (в нашем случае антипригарного покрытия) на живые организмы. Говоря упрощенно, исследование проводится так: покрытие в жидком виде в определенном количестве вводится в желудок мышам. Классификация веществ и материалов основана на ГОСТ 12.1.007-76, согласно которому есть 4 класса веществ:
1-й - вещества чрезвычайно опасные;
2-й - вещества высокоопасные;
3-й - вещества умеренно опасные;
4-й - вещества малоопасные.

Акцентировать внимание на 4 класс покрытия мы стали несколько лет назад, в том числе, потому что контроль качества и безопасности посуды на российском рынке оставляет желать лучшего. Давайте будем честны: на рынке есть продукция, которая представляет опасность.

В посуде с PTFE-покрытиями китайского производства, к сожалению, встречаются значительные колебания химического состава. Известны случаи, когда китайским производителем за антипригарное покрытие выдавалась неизвестная краска. Что касается «керамических» покрытий - они многокомпонентные. Определенные компоненты действительно безопасны, но, к сожалению, мы сталкивались с тем, что в составе «керамического» покрытия присутствуют компоненты, относящиеся ко 2-классу опасности (речь идет о катализаторах/отвердителях).

- Многие специалисты склонны растущую популярность керамических покрытий объяснять исключительно довольно агрессивной рекламной кампанией. Насколько, на Ваш взгляд, такая точка зрения обоснованна. Есть ли у керамических покрытий объективные преимущества перед покрытиями на основе PTFE?

Рынок товаров народного потребления насыщен. Противопоставление и подмена понятий – единственный возможный путь китайских компаний на плотный конкурентный рынок посуды с антипригарными покрытиями. Мы разделяем мнение коллег, и считаем, что только подобная агрессивная и во многом неэтичная реклама могла позволить изменить расстановку сил на рынке. Это сродни мировым войнам за территории, только театр военных действий смещен в информационное поле, а в качестве вооружения используются маркетинговые и pr-технологии, узкие места в законодательстве и отсутствие нормативных документов.

Считаем, что, по совокупности свойств - безопасность и антипригарные свойства, покрытия на основе PTFE не имеют аналогов и являются предпочтительными для производства антипригарной посуды.

То, что производители посуды с «керамическими» покрытиями заявляют выше температуру эксплуатации, в сравнении с покрытиями на основе PTFE, по нашему мнению, не преимущество. Все специалисты прекрасно знают, приготовление пищи происходит при температурах, диапазон которых определяется температурами горения пищевых продуктов, максимальные из них соответствуют маслам, для подсолнечного масла это ~ 220 градусов Цельсия, для некоторых других масел – 250 градусов Цельсия, остальные же продукты готовятся при более низких температурах. При тестировании посуды с «керамическими» покрытиями некоторых производителей при ее нагреве свыше 260 градусов Цельсия появляется резкий запах, напоминающий запах горелой пластмассы. Это летят части непрореагировавших мономеров, и/или органическая часть покрытия. Поэтому заявленная некоторыми производителями температура эксплуатации посуды с «керамическими» покрытиями до 450 градусов Цельсия нам кажется, мягко говоря, завышенной и бессмысленной. Единственное, преимущество, которое могли бы иметь «керамические» покрытия перед покрытиями на основе PTFE - износотойкость. Но рассматривать износостойкость отдельно от антипригарных свойств, которые у «керамических» покрытий быстро исчезают, смысла не имеет.

- Посуда с керамическим покрытием сегодня является одним из самых быстрорастущих сегментов рынка. Часто приходится слышать от специалистов, что ее не хватает. Насколько, на Ваш взгляд, продлится такая ситуация? Трудно ли воздерживаться от соблазна и все-таки выпустить линию посуды с керамическим покрытием, как это делают многие Ваши коллеги? Не боится ли Нева Металл Посуда потерять лидерские позиции в производстве литой алюминиевой посуды из-за отказа работать с "керамикой"?

Вынуждены признать, общая рыночная ситуация пока свидетельствует в пользу положительной динамики данного сегмента рынка. Насколько долго сохраниться данная тенденция, во многом будет зависеть от уровня потребительской культуры. Наша задача ее повышать, выполнять просветительскую функцию. Безусловно, самое простое решение - присоединиться к теме производства посуды с «керамическими» покрытиями. Многие производители пошли по этому пути, ведь для этого даже не требуются дополнительные инвестиции в производство. Условно - «бери и штампуй деньги». Подобные действия идут в разрез с нашей позицией. Хочется процитировать В. Вудро: «Забота о других – основная обязанность каждого человека». Для нас не существует дилеммы потерять деньги или потерять «себя» и кредит доверия. Считаем, что есть вещи важнее денег. Подобные материалы и технологии не должны использоваться, в производстве изделий для прямого контакта с пищевыми продуктами.

- Противники керамических покрытий (в частности и НМП) часто ссылаются на то, что "в мире нет исследований, подтверждающих безопасность влияния на человека посуды с полиоргансилоксановых покрытиями" (цитата с http://nmp.ru/advices/faq.php). Вместе с тем, посуда с керамическими покрытиями получает сертификаты, подтверждающие ее безопасность, по всему миру. Нет ли здесь противоречия? На чем основывается гипотеза о том, что керамические покрытия могут представлять опасность?

Давайте начнем с нашей страны. Мы продаем свою посуду на российском рынке, и к нам везут посуду из других стран, в том числе и очень дешевую.

В России до 01-07-2010 года практически вся производимая продукция должна была соответствовать жестким требованиям гигиенических нормативов и иметь санитарно-эпидемиологические заключения, которые выдавали уполномоченные органы. Теперь указанная процедура носит декларативный характер и лишь формально, а не реально отражает состояние качества посуды. Некоторые производители, в том числе иностранные, скрывая за рамками коммерческой тайны состав продукции, анализировали свою продукцию только согласно перечню показателей, определяемых ГН 2.3.3.972-00. Да, в ГН есть подраздел "полиоргансилоксаны", однако документ старый, и относится к материалам, изготовленным не по золь-гель технологии. При этом не учитываются, например, пигменты, и риски технологии, да и сам список проверяемых веществ для ПОС недостаточен. И это еще не самый плохой вариант - иногда изделие проверяют как натуральную керамику. Керамика и "керамические" покрытия имеют разный состав, и такая проверка полностью бессмысленна. Про эксплуатационные свойства и говорить нечего - про них в наших нормативах нет ничего. Что же касается других стран - тут тоже все не так просто. Например, для фторполимерных покрытий перечень нормируемых в России показателей, больше чем в аналогичных нормативных документах в других странах (РФ – минимум 8 показателей, ЕС – 6 показателей).

В СССР были крупные институты, занимающиеся исследованиями влияния материалов на здоровье человека, и некоторые исследования длились годами. За рубежом же, как правило, сертификаты выдаются крупными лабораториями, которые ценят свой знак. Однако у них все равно нет таких же возможностей, как у крупных институтов. В связи с высокими рисками процесса получения кремнийорганических (= полиорганосилоксановых) покрытий по золь-гель технологии, мы считаем, что они до конца не исследованы. Например, недавний скандал в Израиле с керамическими покрытиями, показал, что по-настоящему и в других странах нет гарантированной системы проверки безопасности керамических покрытий.

В заключение хочется сказать, мы уверены, что культура потребления в России будет повышаться, и мы готовы принять в этом самое активное участие. Одной из основных задач добросовестных производителей (в том числе – наша) – разъяснительная, а иногда и просветительская работа. Покупатель должен четко понимать, что такое «правильная» посуда и именно тогда подмена понятий, подлог фактов и введение потребителей в заблуждение окажутся неэффективными и останутся в прошлом. Здесь речь идет не о какой бы то ни было монополизации. Напротив здоровая конкуренция – прекрасный стимул для развития компании и отрасли в целом. Именно она дает возможность постоянно двигаться вперед и совершенствоваться. И когда ты хочешь видеть свою сковороду у себя на кухне – можешь смело сказать, что ты выполняешь свою работу хорошо. И это самое дорогое доказательство.