Маркетинговые инновации на рынке посуды. Термодатчики.

Производство посуды, как известно, достаточно консервативная с точки зрения инноваций отрасль. За тысячелетия своего существования в ней произошло не так уж и много изменений. Усовершенствовались материалы, дизайн, но функциональное отличие, например, кастрюль, сковород, тарелок, столовых приборов средневековья от современных не так уж велико. Вместе с тем, современные законы рынка требуют от производителей, в том числе и посуды, постоянного внедрения новых идей, способных усовершенствовать продукт, придать ему новые качества. Данная статья посвящена анализу новшества, которое получило распространение относительно недавно. Речь идет о термодатчиках - устройствах, упрощающих контроль за температурой нагрева посуды.

Термодатчики стали широко применяться в производстве посуды с начала двадцать первого века, после того, как в 2000 году компания Tefal стала оснащать свои сковороды знаменитым «термоспотом». Идея всех термодатчиков достаточно простая - вмонтированные в кастрюли и сковороды, они с помощью различных сигналов помогают определить степень нагрева изделия. В настоящее время предлагаемая на рынке посуда оснащается различными типами термодатчиков.

Первый из них – вмонтированный в кнопку крышки, - используется, в основном, на посуде из нержавеющей стали. В данном случае термодатчик служит не столько для определения степени нагрева корпуса, сколько температуры пространства под крышкой. Такие устройства встречаются на кастрюлях и сковородах, совершенно разных по цене: от самых дешевых до очень дорогих. Качество их тоже разное. По отзывам потребителей, термодатчики на дешевых изделиях быстрее выходят из строя, что, впрочем, неудивительно. На более дорогие приборы у покупателей тоже есть нарекания, если не по сроку службы, то из-за неудобства использования. Крышку с термодатчиком нельзя применять в духовке и мыть в посудомоечной машине – в обоих случаях его нужно предварительно снимать. Также под термодатчиками накапливается грязь и, кроме того, не всегда они удачно вписываются в дизайн посуды. Однако термодатчиками свои изделия из нержавеющей стали оснащает достаточно большое количество производителей - среди них можно назвать такие известные в России марки, как Vitesse, Berghoff, Gipfel и другие.
По мнению экспертов, пик популярности термодатчиков данного типа пришелся на первое время после их появления. Сейчас интерес заметно снизился, хотя производители и дистрибуторы посуды, тем не менее, продолжают использовать их в рекламных кампаниях как конкурентное преимущество.

Второй тип термодатчиков, появившихся относительно недавно, монтируется в ручки сковород и, по каким-то причинам, редко встречается в российских магазинах, несмотря на то, что выпускаются они такими достаточно известными у нас производителями, как TVS и Ballarini.

Современная версия термодатчика от фирмы TVS, носящая название .DOT, стала продолжением изобретенной в 2003 году системы TControl. Новинка, помимо функциональной составляющей (датчик показывает четыре температуры нагрева сковороды: черный цвет означает, что сковорода холодная, коричневый и зеленый показывают, что нагрев сковороды проходит хорошо, а синий – что температура сковороды оптимальная для готовки), несет серьезную маркетинговую функцию. Дизайн жидкокристаллического сенсора был специально разработан Takahide Sano, а название .DOT по замыслу разработчиков символизирует причастность изобретения к эпохе информационных технолгий и стандарту web – 2.0.

Разработка Ballarini носит название Thermopoint и представляет собой чувствительный к температуре элемент, вмонтированный в металлическое основание ручки. Он несколько проще по сравнению с разработкой TVS и имеет только два состояния. Красный цвет означает, что сковорода достаточно нагрелась, зеленый - что она достаточно остыла и к ней можно безболезненно прикасаться, мыть, ставить на чувствительные к температуре поверхности.

Третий тип датчиков монтируется в дно сковороды. Самый известный пример, упоминавшися выше, это "термоспот" от компании Tefal. В настоящее время сковороды этой марки оснащаются третьей версией изобретения, которому не так уж много осталось до десятилетия. "Термоспот" состоит из двух слоев с термочувствительными красителями, интегрированными в антипригарное покрытие. У недостаточно нагретой сковороды на красном диске виден символ. При температуре 180˚С кружок становится равномерно красным и можно начинать готовить. Появление "термоспота" было по-настоящему очень заметным событием, и он на несколько лет стал ключевым конкурентным преимуществом сковород Tefal. Во-многом именно благодаря изобретению "термоспота", посуда с антипригарным покрытием Tefal сегодня является лидером рынка. Вместе с тем, со временем выяснились некоторые недостаки этого типа термодатчиков. Во-первых, в месте нахождения "термоспота" антипригарные свойства покрытия несколько хуже и еда пригорает, а во-вторых, как рассказывают пользователи, "термоспот" через некоторое время может выгорать. Особенно эти недостатки проявляются на изделиях из штампованного алюминия с тонким дном. Тем не менее, лояльность большинства хозяек к сковородам с "термоспотом", судя хотя бы по интернет-контенту и по результатам продаж в России, по-прежнему очень высока.

Еще одну разновидность датчиков представляет на российском рынке компания ООО "МЕТЕОРУС". Ее сковороды под торговой маркой Lucullus, производимые гонкогско-китайской компанией Mingle, оснащаются сенсорами, которые монтируются в дно и передают информацию о температуре нагрева на экраны, встроенные в ручки. С помощью специальных клавиш, расположенных рядом с экраном, можно выбрать температурный режим, оптимальный для приготовления стейков, рыбы, баранины и т.д., а также установить свою необходимую температуру. При ее достижении элемент подает звуковой сигнал, повторным сигналом датчик предупреждает о том, что температура нагрева превысила 250̊ С. Удовольствие иметь такую сковороду с «умным» датчиком достаточно дорогое – их стоимость в интернет-магазине начинается от 3300 рублей.

Относительно дальнейшего распространения использования термодатчиков в посуде определенности пока нет. С одной стороны, их функциональные преимущества достаточно иллюзорны и воспринимаются не самой значительной частью потребителей, с другой, как отмечают эксперты, запас новых технологических и дизайнерских идей в посудной отрасли достаточно ограничен, а конкуренция усиливается, и, скорее всего, следует ожидать, что термодатчики не будут забыты, и посуда, оснащенная ими, может появиться и в ассортименте российских производителей.

© posudka.ru

Комментарии

Хотелось бы получать новости рынка посуды, аналитическую информацию, участвовать в работе форума.

Дополнение: TVS прекратила выпускать продукцию с термодатчиком.