Владимир Евтушенков рассказал об истории приобретения Объединения «Гжель»

В журнале "Евразимут" вышло интервью с Владимиром Евтушенковым (АФК "Система"), в котором он, в частности, рассказал о мотивах приобретения Объединения "Гжель" и проблемах отрасли народно-художественных промыслов.

По его словам, покупка гжельского предприятия было душевным порывом. "Я заехал туда случайно, меня пригласил прежний владелец. Был октябрь месяц. И вы представляете, вижу, что работницы завода сидят в фуфайках и разрисовывают эти чашки в таких перчатках с отрезанными пальцами.

Я спрашиваю: а почему у вас так холодно? Мы топим дровами, - отвечают. Я спрашиваю: а газ-то у вас есть? Тут же от Москвы 25 километров. Они говорят: есть, проходит здесь, но на него нет денег. Поэтому печки. А печкам уже по 40 лет, понимаете? Так они меня разжалобили.

И мы совместно со Сбером начали это предприятие развивать. Вложили в него миллиардов пять, может быть, семь, точно не помню. Сейчас это, конечно, совершенно другое производство. Абсолютно новое оборудование, новые постройки, огромный парк, много что сделано. Многое ещё, конечно, впереди. Теперь, выкупив долю Сбера, продолжаем сами развивать это предприятие. Хотя пока это все же не бизнес. Но зато мы решили проблему с подарками. Гжель – очень хороший подарок, она постоянно совершенствуется. Пошёл уже тонкий фарфор, костяной фарфор, фарфор не только в гжельском орнаменте, много других коллабораций. Начали делать посуду, игрушки, камины, панно. Все пошло-поехало. Фантазия начинает работать. Поэтому, черт его знает, может, когда-нибудь это будет по-настоящему круто.

Чтобы вы знали, Советский Союз продавал за границу народных промыслов на шесть миллиардов долларов. Это может вырасти в бизнес, но только если будет проделана большая работа.

Также Владимир Евтушенков рассказал об интересе к другим предприятиям НХП. " Я хохлому хотел забрать, и не только хохлому, но и Гусь Хрустальный, и Жостово. Но это все необходимо финансировать. Скажем, владелица хохломы живёт во Франции. Покупать надо было у неё за большие деньги. Но когда мы разобрались с экономикой, то поняли, что там, как и с гжелью, нужны кардинальные изменения – и в продукции, и в технологиях. Потому что сегодняшнее поколение требует совершенно другого - других орнаментов, другого качества, другого дизайна и так далее.
Пока эти предприятия живут только за счёт субсидий от Минпромторга. Завтра исчезнет субсидия, поддержки народных промыслов не будет — они банкроты, работать не смогут и должны будут распустить людей. Люди живут там, еле сводя концы с концами, прибыли никакой нет. Взять все это на свои плечи — тяжёлая задача. Поэтому я пока это дело приостановил. Тем более у нас много планов по расширению производства гжели, хотим туристов возить туда.

Ситуация такова, что китайская и турецкая посуда сегодня если не на порядок, то точно значительно дешевле, чем гжельская, и очень похожа на нее. Нам нужно сейчас отработать соотношение цена-качество, сделать так, чтобы наша посуда стала доступна, а этого можно добиться только за счет объемов, за счёт современного оборудования, за счёт новых технологий, за счёт лучшего дизайна и так далее. И такая работа идёт. Это как беременная женщина, она за месяц не родит. Все требует времени".

Полное интервью доступно по ссылке: https://evrazimut-mag.ru/page69653075.html