Товароведение - общие сведения о керамике

Общие сведения о керамике

Производство посуды и хозяйственных изделий из глинистых материалов известно на Руси с X в. Фарфор был изобретен более двух тысяч лет назад в Китае.

Керамические изделия по структуре и свойствам черепка подразделяют на фарфор, полуфарфор, фаянс, майолику, гончарные изделия.

Сырье и производство керамических товаров

Основными материалами для получения керамики являются глины (белые и красножгущиеся), каолины (глиноподобный материал белого цвета), отощающие материалы (кварцевый песок),глазури, плавни (снижают температуру спекания керамической массы).

Производство керамики состоит из следующих операций: подготовка массы и глазури, формование изделий, сушка, предварительный обжиг, глазурование, обжиг, декорирование.

Обжиг бытового фарфора проводят чаще всего в два приема. Первый обжиг фарфора (900— 1000°С) придает изделиям некоторую прочность, второй (1350—1450°С) создает все свойства, характерные для фарфорового изделия.

Отличительные признаки фарфора и фаянса.

Плотность фарфоровых изделий больше фаянсовых, так как черепок у фарфора спекшийся, а у фаянса — пористый.

Черепок фарфора в тонких слоях просвечивает, черепок фаянса не просвечивает даже в тонких слоях.

Черепок фарфора белого цвета с голубоватым оттенком, у фаянса — белый с желтоватым, сероватым оттенком.

При ударе о край фарфоровые изделия издают продолжительный высокий звук, фаянс — глухой и короткий. Твердость глазури фарфора выше в 3,5 раза, чем у фаянса.

Термостойкость глазури фарфора выдерживает резкие колебания температур без растрескивания. Глазурь фаянса имеет более низкие пределы термостойкости, может быть растрескивание глазури при высокой температуре.

Глазурь фарфора более химически стойкая к действию щелочей, кислот, чем глазурь фаянса. Край или ножка у фарфора не заглазурованы, изделия из фаянса полностью заглазурованы. Майоликовые изделия имеют рельефные украшения, часто покрываются одно- или многоцветной глазурью. Черепок майолики пористый, по составу и свойствам близок к фаянсу.

Декорирование керамических изделий.

Керамические изделия декорируют керамическими красками, люстрами, препаратами золота, серебра.

Керамические краски наносят кистью (живопись) и полумеханизированным способом (трафарет, штамп). Усик, отводка, 1 лента — полосы, которые наносят золотом или краской (усик — 1 мм, отводка — 1—3 мм, лента — более 3 мм).

Живопись. Живописные рисунки отличаются от других разделок наличием следов (мазков) кисти.

Крытье. Изделия покрывают краской. Крытье бывает сплошное, полукрытье, нисходящее, с прочисткой. Крытье сплошное — все изделие покрывается равномерно краской; полукрытье — поверхность изделия закрашена полоской шириной до 20 мм и более. При нисходящем крытье делают постепенный переход от сплошного слоя краски на нет. Крытье с прочисткой — в сплошном крытье оставляют незакрашенные участки различных форм.

Печать — графический, преимущественно однокрасочный рисунок. Печатный рисунок контурный, состоящий из мелких штрихов, черточек.

Трафарет — рисунок наносят с помощью пульверизатора через трафарет. При использовании одного трафарета рисунок одноцветный, нескольких трафаретов — многоцветный. Отличительные признаки трафарета: части рисунка одного цвета отделены друг от друга, края рисунка четко очерчены.

Штамп — однокрасочный рисунок, повторяющийся на изделии; наносят его с помощью резинового штампа краской или золотом.

Декалькомания (деколь) — однокрасочный или многокрасочный рисунок; наносится на изделие с помощью переводных картинок. Отличается от живописных отсутствием следов кисти, а от печати — одноцветным контуром.

Шелкографию широко применяют для украшений. Краску продавливают через сетчатые трафареты. Рисунки яркие, рельефные, разной сложности, хорошо видны штрихи и точки.

Фотокерамика — украшение в виде портретов, пейзажей, перенесенное на изделие с фотопластинок.

Дополнительные виды дорисовок украшений: пестрение — частичная разрисовка рисунка краской или золотом для подчеркивания деталей.

Арабеска — узкий бортовой орнамент краской или золотом, нанесенный от руки.

Блики — рельефные мазки бесцветной краской для подчеркивания светлых деталей рисунка.

В зависимости от характера расположения на изделиях рисунки подразделяют на букет, раскидные, бортовые и сплошные. Букет состоит из лепков или рисунков до трех включительно; раскидные — из лепков или рисунков от пяти и более; бортовые — чаще всего по борту изделия орнаментальное непрерывное украшение. Все рисунки наносят на изделие как отдельно, так и в различном сочетании. Рисунки на керамике делят на группы в зависимости от сложности. Изделия из фарфора и фаянса без разделок называются «белье».

Классификация и ассортимент керамических товаров

Ассортимент керамических товаров подразделяется на следующие группы:

— ассортимент фарфоровой посуды (столовая, чайная и кофейная);

— ассортимент фаянсовой посуды (столовая, чайная);

— ассортимент майоликовой посуды;

— ассортимент гончарных изделий;

— художественно-декоративные изделия.

Посуду подразделяют по видам, форме, фасонам, видам разделок, по сложности разделок, по размерам.

Размеры изделий плоских и круглых определяются по верхнему диаметру (в мм); полых изделий — по вместимости (в см3 или в л); овальных — по большей длине овала (в мм); по высоте корпуса (в мм) обозначаются размеры высоких изделий.

По комплектности различают одиночные и комплектные изделия (наборы, гарнитуры, сервизы). Комплекты выпускают одного фасона, разделки и сорта на 4, 6 или 12 персон.

Требования к качеству. Маркировка, упаковка, транспортирование керамических товаров

Керамические изделия по качеству должны соответствовать требованиям нормативных документов.

Функциональные требования.

Керамические изделия должны соответствовать функциональному назначению, имеют значение такие показатели качества, как устойчивость изделий на плоскости, показатели водопоглощения и термостойкости.

Керамические изделия должны отвечать требованиям надежности: посуда должна быть прочной, приставные детали (ручки, носики) — прочно закреплены.

Эргономические требования.

Керамические изделия не должны выделять вредных веществ из глазури и керамических красок, должны быть удобными в пользовании; крышки должны быть плотно посажены и не выпадать при наклоне изделий на 70°.

Эстетические требования.

Посуда из фарфора и фаянса должна иметь белый черепок (для фаянсовой посуды допускается желтоватый оттенок). Белизна фарфора нормируется (60—65 %).

В слоях фарфора толщиной 2—2,5 мм изделия должны просвечивать. Изделия должны соответствовать требованиям целостности композиции, совершенству формы и декорирования, должны отвечать требованиям новизны и оригинальности фасона, формы, соответствовать моде. В керамических изделиях не допускаются дефекты: трещины сквозные, отколы незашлифованные и незаглазурованные, пузыри (вздутия черепка или глазури диаметром 4 мм и более), цек (растрескивание) глазури, отслоение краски, глазури.

В зависимости от вида, места расположения, размера и количества дефектов фарфоровую и фаянсовую посуду делят на 1, 2 и 3-й сорта. Различают дефекты черепка, формования, декорирования.

На дне фарфоровых, фаянсовых изделий с оборотной стороны несмываемой керамической краской наносят товарный знак предприятия-изготовителя, сорт, группу разделки. Товарный знак обозначают условным символом, буквами или пишут наименование предприятия. Клеймо красного цвета ставят на изделие 1-го сорта, синего — 2-го, зеленого — 3-го сорта.

Стандартами предусмотрен и порядок упаковки керамических изделий.

Керамические изделия упаковывают в пачки, коробки; чашки по 4 или по 6 упаковывают вместе с блюдцами в одну пачку, предварительно перекладывая бумагой или завернув изделие в бумагу через одно.

Несколько пачек с изделиями прокладывают бумагой, стружкой и заворачивают в укрупненный пакет. На пакете маркируют обозначение: наименование изделий, наименование предприятия-изготовителя, его товарный знак, дату упаковки, номер стандарта, номер упаковщика, сорт, группу разделки. Транспортируют керамические изделия в контейнерах, в вагонах. В нижних рядах более тяжелые изделия, в верхних — более легкие. На контейнерах и вагонах указывают «Осторожно, хрупкое».

Хранить керамические изделия следует в сухих, отапливаемых помещениях на стеллажах.

 

Источник - http://www.znaytovar.ru