Кризис заставляет многие компании, работающие на рынке посуды, искать пути компенсации снижения спроса. Возможностей для увеличения продаж в условиях сжимающегося рынка не так уж много, еще меньше среди них тех, которые не требуют серьезных вложений. В этой связи особый интерес представляет собой он-лайн торговля. Интернет-магазин позволяет выходить напрямую на розничного покупателя, но в отличие, от открытия розничной точки, гораздо менее ресурсозатратен. В последние годы в России число интернет-магазинов увеличивается в геометрической прогрессии. И это не удивительно – по мере распространения интернета все больше предпочитают делать покупки через Интернет. На рынке посуды, в отличие, скажем, от рынка компьютеров и комплектующих, незаполненных ниш еще очень много.
Причин, по которым покупатели предпочитают Интернет-магазины обычным розничным точкам, несколько. По данным опроса, проведенным РОМИР в августе 2008 года, основным преимуществом покупки в сети три четверти участников назвали экономию времени по сравнению с обычной покупкой (74%), более низкие цены важны 65% опрошенным, доставка товаров на дом привлекает 59% респондентов, более широкий ассортимент товара (можно найти то, чего нет в обычных магазинах) – 54% респондентов. 45% считают, что в сети доступно больше информации о покупаемом товаре. По сравнению с аналогичными опросами прошлых лет виден четкий тренд - все больше покупателей руководствуются мотивом экономии. Думается, что в связи с кризисом данная тенденция станет еще более явной.
Модель поведения "экономного" покупателя проста. Обычно выбор товара делается в обычном магазине, где его можно "потрогать". В интернете ищется информация о выбранном товаре, о его более дешевых аналогах и оформляется заказ. Выигрыш от розничных цен, например, на рынке бытовой техники и электроники, достигает порой 25-30%. Особо экономные оказываются готовы приехать за покупкой самостоятельно.
На рынке посуды сегодня предложений для покупателя такого типа немного. Несмотря на бурный рост числа интернет-магазинов, ассортимент в них, как правило, достаточно ограниченный, цены - гораздо выше розничных, информации о товарах мало. В настоящее время на одной из самых популярных площадок, Яндекс-Маркет, зарегистрировано 49 магазинов, релевантных слову «посуда», 20 магазинов, релевантных слову «сковорода», 30 магазинов, релевантных слову «кастрюля», 8 магазинов, релевантных слову «фужеры». Количество предлагаемых изделий невелико, цены – выше розничных на 25-100%. Это создает некоторый вакуум, который вполне могут попытаться заполнить крупные оптовые компании и даже производители.
Бизнес-модель Интернет-магазина очень проста и состоит из трех компонентов:
- сайт-витрина магазина;
- склад (свой или сторонней организации);
- точка (обычно – небольшой офис), в которой покупатель может забрать товар, предварительно проверив его качество и/или служба доставки.
Организация оплаты покупок также не сложна – либо через систему Интернет-платежей (Webmoney, Яндекс-Деньги), либо безналичной оплатой через банк (в том числе с помощью кредитных карт), либо наличными в момент получения товара (самая популярная).
Эффективность работы Интернет-магазина зависит от степени его раскрученности в Интернете и от цен, которые он может предложить. Если первая задача легко решается с помощью рекламы, то для решения второй нужна возможность получать товар по дистрибьюторским ценам. С этой точки зрения вряд ли кто может составить конкуренцию самим производителям или крупным оптовым продавцам посуды (особенно владеющим собственными марками). При желании им достаточно легко «убрать» конкурентов.
Затраты на разработку Интернет-магазина невелики – в пределах нескольких тысяч у.е. Их объем зависит от качества программного обеспечения и дополнительных возможностей (например, интеграции с 1С). Требуемый штат на первое время – один человек. Обязанности – обновление информации, прием заказов, их выдача и координация службы доставки (как правило, наемной). По мере увеличения заказов количество сотрудников можно увеличивать.