HouseHold Expo Весна 2009. Неустойчивое равновесие.

Чем хороши профессиональные отраслевые выставки – в них как в водной глади отражается общее состояние рынка. Прошедшая на минувшей неделе HouseHold Expo не стала исключением. Продолжающийся экономический кризис и сокращение платежеспособного спроса, неопределенность развития ситуации в будущем, корпоративная «переоценка ценностей», весенний спад продаж отразились и на количестве участников и посетителей, и на их настроениях.

HouseHold Expo в этом сезоне осталась единственной профессиональной федеральной выставкой на рынке посуды. Два других мероприятия – международная специализированная выставка «Подарки» и федеральная оптовая ярмарка «Хозтовары и мебель 2009» ожидаемо сместились в более привычные для себя сегменты – сувенирной продукции и хозяйственных товаров соответственно. Однако этот факт не помог HouseHold Expo увеличить количество участников. Во времена вынужденного сокращения бюджетов на рекламу и продвижение многие компании пересмотрели целесообразность интенсивной выставочной деятельности.

Сокращение числа участников по сравнению с аналогичной весенней выставкой 2008 года составило 23%, по сравнению с прошлогодней же осенней выставкой – 17,4%. Эти цифры сами за себя говорят о процессах, происходящих на рынке. Стоит отметить и тот факт, что в выставке приняло участие значительное количество новых компаний. Это свидетельствует о том, что игроки рынка по-разному видят пути собственного развития в условиях кризиса. Одни делают ставку на сокращение издержек, другие – на активизацию усилий по продвижению, в том числе и с помощью выставок.

К чести организаторов нужно сказать, что они сделали все возможное, чтобы выставка получилась интересной как для участников, так и для посетителей. Вопросы, обсуждавшиеся в рамках деловой программы, были сформулированы исходя из наиболее актуальных проблем, выставку сопровождала масштабная рекламная компания по привлечению посетителей, грамотно организованное пространство облегчало навигацию и создавало ощущение насыщенного трафика. Как и любое мероприятие, выставка не была лишена и недостатков. Главный из них – транспортная проблема. Уехать после выставки крайне сложно любым видом транспорта. Но эту претензию скорее нужно адресовать «Крокус Экспо» и Правительству Москвы. Станция метро на территории «Крокуса» должна появиться только в конце 2009 года, так что участникам и посетителям выставки, скорее всего, придется потерпеть неудобства и осенью. Побочный положительный эффект от транспортной проблемы - незначительное количество "нецелевых посетителей", обилие которых всегда создает дополнительные трудности для экспонентов. К другим недостаткам прошедшей выставки можно отнести хроническое отсутствие свободных мест в гардеробе и соотношение стоимости и качества кофе в местных кафе.

Наибольшее количество посетителей выставки было зафиксировано во второй и третий день. По словам сотрудников выставки, в каждый из этих дней оно превысило цифру в тысячу человек. Зато первый день стал рекордным с точки зрения количества представителей торговых сетей - 99 человек. В другие дни сетевиков также было достаточно много. Как и на прошлых мероприятиях, сотрудникам сетей выдавались особые оранжевые карточки и они были легко заметны.

Отличительной особенностью прошедшей выставки стало отсутствие заметных промо-акций вроде тех, что проводила компания «Импакт Богемия Трейдинг» осенью прошлого года. В этот раз практически все участники ограничились работой с покупателями на собственных стендах.

Рынок товаров для дома переживает не лучшие времена, однако есть и интересные тенденции. Сбываются прогнозы о том, что продолжающееся сокращение импорта дает дополнительный шанс производителям России и ближайших республик. Количество компаний, заинтересованных в сотрудничестве с отечественными производителями, растет. Другое дело, на какие ответные шаги готовы наши заводы. Если все ограничиться увеличением цен и ужесточением условий сотрудничества, то ни о каком импортозамещении речи идти не может. Ведь главные проблемы – устаревшее оборудование, низкая производительность, проблемы с качеством, недооценка маркетинговой составляющей в построении системы сбыта - для большинства компаний-производителей остаются по-прежнему острыми.

Характеризуя продажи этого года, большинство специалистов отметили, что снижение спроса было заметно ниже прогнозируемого (как говорится в известном анекдоте, "ужас, но не ужас ужас ужас"), а некоторые компании его вообще не почувствовали. Но оптимизма это не добавляет, учитывая тенденцию российских граждан тратить больше, чем они зарабатывают. Скорее всего именно на ближайшие месяцы придется максимальный спад продаж, эффект которого усилит сезонный фактор.

Другой заметный тренд – сокращение предложения товаров среднего и высокого ценового сегмента. Среди экспонентов выставки доминировали компании, работающие с дешевыми товарами массового потребления. Если приблизительно оценивать выставленную продукцию, то на долю относительно дорогих товаров пришлось максимум 10-12% выставочных площадей.

Складыается впечатление, что рынок после осенне-зимней встряски пришел в состояние неустойчивого равновесия и большинство оставшихся на нем компаний нашли свои рецепты выживания. И пока они не склонны форсировать события, предпочитая выжидать. Кто-то по-прежнему надеется на скорое восстановление спроса и, немного сократив издержки, работает по-старому, кто-то потихоньку перестраивает бизнес процессы и ассортиментную политику с учетом новых реалий, кто-то ищет наиболее уязвимые места у конкурентов и стремится малыми усилиями увеличить свою долю на рынке. Какая из тактик окажется наилучшей – покажет лишь время.

Мнения участников и посетителей.

Как отметила Елена Алексеева (Королевское посольство Дании) – в подобном мероприятии посольство участвует впервые. Задача – провести презентацию известных датских марок, которые до сих пор не представлены на российском рынке и помочь компаниям в поиске партеров. Прежде чем вкладывать инвестиции в продвижение, датские компании обычно анализируют сведения о рынке, и цель посольства - оказать помощь в оценке потенциала российского рынка. Выставка показала, что датские товары интересны российским покупателям, и они хотели бы их видеть у себя дома и в магазинах. Возможно, что уже на ближайших выставках можно будет увидеть и непосредственно стенды датских компаний.

Николай Клюев (Производственное частное унитарное предприятие БелТОРГ 7) сообщил, что на нынешней выставке его компания выставляется вместе со своим российским представителем – компанией «ТехХимПром». Благодаря ей позиции продукции «БелТОР 7» на российском рынке значительно улучшились – из-за особенностей законодательства для многих покупателей важно приобретать продукцию именно в России. Кризис пока не заметен – продажи алюминиевой посуды и с покрытием, и без него, постоянно растут, количество клиентов увеличивается. Единственное, не всегда хватает финансов на запуск производства новых образцов, но постепенно и эта проблема будет решена.

По словам Оксаны Лещенко ( ООО ПКФ "Кубаньфарфор"), решение об участии в выставке в компании приняли в последний момент. Выставка оправдала все ожидания – интерес к продукции завода оказался очень большим, в том числе даже со стороны тех компаний, которые традиционно ориентировались на китайских производителей. Среди новинок, получивших благоприятные отзывы специалистов и покупателей - посуда с новыми формами декорирования фаянсовых изделий – двуцветной шелкографией, производство которой запущено в начале марта.

Виктория Морозова (ООО "Метрот") имела возможность сравнить HouseHold Expo с проходившей в эти же дни в ВДНХ выставкой «Хозтовары и мебель». По ее мнению, все говорит в пользу HouseHold, в том числе и высокое качество организации выставки, которая в некоторых деталях даже превосходит «Консумэкспо». Говоря о состоянии рынка, Виктория отметила, что спад чувствуется, но есть и положительные моменты. Например, резульаты продаж посуды «Метрот» в марте были очень хорошими. В данной выставке компания "Метрот" не участвовала, решение же об осенней выставке будет принято позднее.

© posudka.ru