Выставка "Консумэкспо-2013. Зима". Итоговый обзор

На прошлой неделе в Москве в ЦВК «Экспоцентр» прошла очередная выставка «Консумэкспо». Ее итоги можно оценивать по-разному, но само мероприятие скучным назвать точно нельзя. В поиске своего места на рынке выставочных услуг, «Консумэкспо» фактически предстала в неком обновленном формате, при этом сохранив свои традиционные преимущества.

Одним из главных и самых обсуждаемых участниками и посетителями атрибутом прошедшей выставки стало заметное доминирование экспонентов из Китая. И в предыдущие годы китайское представительство было довольно заметным, но в этот раз оно впервые, пожалуй, стало подавляющим (по крайней мере, если говорить о посудной тематике). Благодаря участию китайских компаний впервые с 2008 года организаторам удалось полностью заполнить главных посудный павильон «Форум», в котором соотношение участников из Китая к российским экспонентам было три к одному!

Помимо количественного увеличения компаний из Китая изменился и их качественный состав. В этот раз на «Консумэкспо» приехали несколько заводов, которые уже имеют партнеров в России и странах СНГ и имеют некоторое представление о российском рынке. Многие китайские компании имели переводчиков на своих стендах или легко объяснялись по-английски, а китайские специалисты активно ходили по выставке и постоянно вели переговоры с российскими экспонентами.

Пока трудно сказать, является ли такой наплыв участников из Поднебесной разовой акцией или отражением объективных процессов, но есть ощущение, что вторая гипотеза более вероятна. На фоне стагнации основных для Китая рынков Европы и США, Россия выглядит неким оазисом, где ухудшение ситуации пока не наблюдается. Напротив, количество российских импортеров, которые готовы работать с Китаем, растет, и сегодня китайские производители и торговые компании начинают более серьезно относиться к нашим покупателям, стараясь найти новые пути для выхода на российский рынок.

В этом смысле тот интерес, которым «Консумэкспо» пользуется у китайских компаний, может серьезно изменить будущий облик выставки. Если представить, что в дальнейшем сотрудничество «Консумэкспо» и китайских экспонентов продолжится, то вполне можно ожидать появление отдельного китайского павильона, по примеру того, как это происходит на Ambiente во Франкфурте. Или же в отдаленном будущем «Консумэкспо» и вовсе может стать российским филиалом одной из китайских или гонконгских выставок (вариант хотя и фантастичный, но отвергать его полностью тоже нельзя).

Единственная проблема увеличения китайского присутствия для «Консумэкспо» заключается в том, что российским участникам такое соседство не слишком по душе (такое ощущение, по крайней мере, сложилось из общения с экспонентами) и вызывает определенное чувство дискомфорта. Уход же с выставки хотя бы нескольких ключевых российских экспонентов ожидаемо скажется и на трафике посетителей. Насколько организаторам «Консумэкспо» удастся решить подобные проблемы, можно будет узнать уже, наверное, в следующем году.

Если говорить о посетителях, то визуально особых изменений по сравнению с прошлым годом заметно не было (официальных цифр о посещаемости нынешней «Консумэкспо» пока нет). Первый и последний день традиционно были довольно вялыми, во второй и третий день в часы пик трудно было даже найти свободное место в гардеробах. Высоким остается процент конечных покупателей, которые приходят на выставку за покупками. Несмотря на барьеры - предварительную регистрацию для специалистов и ощутимую стоимость билета – избавиться от трафика непрофессиональных посетителей «Консумэкспо» пока не удалось.

Если говорить о состоянии рынка и итогах прошедшего года, то большинство специалистов пребывают скорее в пессимистичном настроении. Очень многие компании жаловались на стагнацию в продажах, отсутствие традиционного всплеска продаж в декабре, образовании излишних товарных запасов.

Причин возникновения такой ситуации может быть несколько. Статистика показывает некоторое замедление темпов роста российской экономики, что в посудном сегменте усиливается значительным увеличением конкуренции в последние год-полтора. Помимо роста объема предложения посуды и появления новых игроков, продавцы посуды испытывают усиленное давление со стороны поставщиков кухонной бытовой техники. Это выражается и в том, что сегодня, например, электрические чайники оказываются более доступными и функциональными, чем обычные, а стоимость набравших популярность мультиварок во многих случаях оказывается привлекательнее, чем стоимость набора посуды из нержавеющей стали. Ухудшение позиций традиционной посуды особенно хорошо заметно на полках универсальных магазинов. Тенденция конца 2012 года - сокращение полок, ранее занятых посудой и замена ее на другие товары, в том числе и электрическую кухонную технику.

Изменение модели потребительского поведения у российских граждан постоянно держит в напряжении игроков посудного рынка. Всплески и спады продаж становятся менее предсказуемыми, развитие тех или иных специализированных сегментов сменяется их упадком. В этом смысле к новым условиям оказываются лучше всего приспособленными китайские компании – долгий опыт копирования и внутренняя конкуренция научила их выпускать модные новинки в минимально возможный срок, снимая с рынка «сливки».