Кризис или рецессия: что ждет российский рынок посуды?

В очередной раз наступающий сезон отпусков игроки рынка посуды встречают в не самом лучшем настроении. Если в прошлом году опасения были связаны с обострением кризиса в отдельных европейских странах и угрозой развала зоны евро, то в этом году причины замедления рынка посуды обусловлены, главным образом, внутриэкономической ситуацией. Эксперты и специалисты говорят о снижении трафика покупателей в посудных магазинах и отделах посуды, ощутимом падении оборота оптовых и производственных компаний, росте объема просроченной задолженности от покупателей.
Update от 29.05.2013

Официальная статистика пока показывает вполне оптимистичные цифры. Если ей верить, то российская экономика продолжает расти, хотя темпы роста замедлились. По итогам первого квартала 2013 года оборот розничной торговли увеличился на 3,9% (в том числе непродовольственными товарами - на 5,8%), а оборот оптовой торговли – на 3%. Данные по регионам сильно разнятся. Наихудшая динамика по обороту розничной торговли непродовольственными товарами в январе-марте 2013 года обнаруживается в Центральном федеральном округе (рост на 3,5%, причем данные по Москве и Московской области оказались самыми низкими - 2,5% и 0% роста соответственно). Лучше всего торговля непродовольственными товарами в первом квартале текущего года, под данным Росстата, шла в Северо-Западном Федеральном округе (рост составил 10%, а в Санкт-Петербурге, в частности, – 14%).

Кроме того, по результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности, проведенного Росстатом в I квартале 2013г., ситуация для предпринимательской деятельности в оптовой торговле не претерпела существенных изменений. Как "благоприятную" и "удовлетворительную" ее охарактеризовали 92,9% руководителей торговых организаций против 92,5% - в IV квартале 2012г., как "неблагоприятную" - соответственно 7,1% и 7,5%. Это довольно оптимистичные цифры.

Индекс потребительской уверенности, замеряемый Росстатом и отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2013г. по сравнению с IV кварталом 2012г. повысился на 1 процентный пункт и составил (-7%) против (-8%) в IV квартале 2012 года.

Статистика в истории нашей страны часто используется как политический инструмент, поэтому пока трудно понять, насколько ее результаты объективны, а не подогнаны под ожидания власти. Данные более независимых институтов говорят скорее о том, что в российской экономике есть серьезные проблемы.

Индекс потребительского доверия Nielsen, который характеризует оптимизм покупателей в отношении будущих доходов и их желание тратить заработанное, по итогам I квартала 2013 г. снизился на 3 пункта до 81, в IV квартале он также упал — с 87 до 84 пунктов. «Россияне вступили в 2013 год с опаской, что сделало их потребительское поведение более сдержанным: 2/3 опрошенных считают, что сейчас не лучшее время для трат, а каждый третий (34%) и вовсе сберегает свободные деньги», — объяснил региональный директор Nielsen в России и странах Северо-Восточной Европы Пол Уокер. Более половины российских респондентов (56%) назвали свое финансовое положение плохим или не очень хорошим на ближайший год по сравнению с 48% в предыдущем квартале, добавил он.

Настораживающими выглядят данные центрального банка о росте просроченной задолженности по потребительским кредитам, которая к концу нынешнего года вырастет с 310 млрд. до 380 млрд. рублей. Этот косвенный показатель является хорошим индикатором нарастания неблагополучных процессов в экономике.

Открытые данные некоторых компаний, занимающихся производством посуды, также подтверждают, что рынок сильно лихорадит. Так, довольно существенно в первые три месяца текущего года упала выручка таких компаний, как ОАО «АК ЛМЗ» (на 23%), ОАО «Труд» (на 42%), ОАО «Ашинский металлургический завод» (на 44%, учитывая все направления деятельности)*. Практически во всех случаях снижение выручки сопровождается ростом дебиторской задолженности. Показатели ОАО «Императорский фарфоровый завод», который сумел увеличить в первом квартале 2013 года объем выручки на 36%, выделяются на общем фоне и свидетельствуют скорее о правильно выбранной стратегии развития компании, которая с недавних пор стала приносить ощутимые результаты.

Ситуация у импортеров также сложная. Несмотря на то, что объемы импорта посуды в 1-м квартале 2013 года выросли по большинству товарных групп, значительная часть продукции «ложится на склад». Настолько плохого зимне-весеннего сезона мало кто ожидал, а оперативной коррекции импортные поставки поддаются плохо. Увеличившиеся товарные остатки являются источником обострившихся ценовых войн – многие компании считают, что выгоднее распродать продукцию с минимальной рентабельностью или без таковой, нежели нести дополнительные издержки по ее хранению.

Еще один источник данных, который мы часто используем, статистика поисковых запросов «Яндекс. Директ» также иллюстрирует падение интереса к посуде. Несмотря на то, что абсолютное количество запросов в марте по сравнению с прошлым годом по данному ключевому слову выросло на 13% в 1,2 млн., с учетом поправки на 25-процентный рост аудитории Рунета можно констатировать заметный регресс.

Как будет вести себя рынок посуды в дальнейшем, с высокой степенью определенности сказать сложно. Предварительные данные по апрелю и маю показывают, что ситуация остается для большинства игроков тяжелой. Первые два летних месяца традиционно инерционны и вряд ли в них произойдет какая-то смена наметившегося тренда. Начиная с конца августа – начала сентября можно надеяться на оживление рынка и отложенный спрос, но опять же с поправкой на то, какой будет общая экономическая ситуация в стране. В любом случае, не лишним будет наличие плана действий в случае худшего варианта с продолжением падения покупательского спроса на посуду и превращения рецессии в полномасштабный кризис.

Update от 29.05.2013
*В первоначальном тексте статьи была допущена ошибка - приведены неверные данные о динамике выручки ОАО "Павловский завод им. Кирова". В реальности снижение выручки завода составило 6%.