27 августа на заседание Коллегии Евразийской экономической комиссии будет решаться вопрос о применении специальной защитной меры посредством введения специальной пошлины в отношении посуды столовой и кухонной из фарфора, ввозимой на единую таможенную территорию Таможенного союза. С большой долей вероятности можно предсказать, что его решение будет положительным. Это означает, что уже этой осенью рынок фарфоровой посуды будет работать по новым правилам. О возможных последствиях введения заградительных пошлин для производителей и импортеров и актуальных проблемах фарфоровой отрасли мы поговорили с Сергеем Мусельяном, коммерческим директором ООО ПКФ «Кубаньфарфор».
- Как известно, инициаторами расследования в отношении импортеров выступили компании «Фарфор Вербилок», «Императорский Фарфоровый Завод», «Дулевского фарфор» и «Добрушской фарфоровый завод». Почему среди инициаторов введения заградительных пошлин нет Вашего предприятия?
- Есть две причины. Во-первых, все заградительные пошлины в конечном счете оплачиваются потребителями. Почему человек, придя в магазин за тарелкой, должен платить за нее в два раза больше ради поддержки каких-то производителей, о которых он может и не знать вообще? Это несправедливо. Вторая причина заключается в том, что мы не только производитель, но и импортер. Мы стараемся диверсифицировать свой портфель и риски. Одни виды товаров выгоднее производить самим, вторые – производить по сокращенному производственному циклу, а третьи импортировать. В одном выиграем, в другом проиграем. Получается что-то вроде хеджирования. В общем, мы решили соблюдать нейтралитет и следим за развитием ситуации.
- Многие специалисты называют главной причиной упадка, в который пришла фарфоровая отрасль в постсоветский период, именно давление импорта. Действительно ли это так или есть другие причины, приведшие большинство заводов к закрытию?
Безусловно, давление существует. Но давайте будем реалистами. Большинство заводов закрылось из-за того, что их руководители не смогли или не захотели работать в условиях конкуренции. Одни вымерли, не выдержав испытания диким капитализмом. Из других были осознанно выкачаны все соки, а остатки имущества распроданы. Ситуация типична не только для фарфоровой отрасли.
Сейчас основная проблема – это отсутствие государственной политики, направленной на развитие промышленности. Мы ничего не просим и не надеемся на помощь. Хотя бы не мешали. Над нами много лет висит дамоклов меч – тарифы на энергоносители. Мы точно знаем, что рано или поздно он разрушит оставшиеся заводы, окончательно сделав невыгодным производство в России. Например, только что нам одним махом повысили тарифы на электроэнергию на 25%, а на тепло – сразу в 2,5 раза. Паропровод от Краснодарской ТЭЦ к нашему заводу перепродали новой фирме, которая тут же ввела новые тарифы. Осенью ждем очередное подорожание газа. Есть ли у этого всего объективные причины? Зачем государству душить производителей? Вопросы риторические.
Сейчас мы вынужденно повышаем цены на свою продукцию, чтобы компенсировать резкий рост себестоимости, вызванный удорожанием энергоносителей. Но бесконечно повышать цены мы не сможем. Пошлины приходят и уходят, а энергия нужна всегда. Помимо энергетических проблем есть длинный список вопросов, которыми «кошмарят» производителя в нашей стране.
- Может ли введение заградительных пошлин позитивно повлиять на отрасль с точки зрения привлечения инвестиций, обновления оборудования? Способны ли наши заводы в короткие сроки увеличить объемы производства и заместить импорт или все ограничиться повышением цен и ухудшением условий работы с клиентами?
- Сразу оговорюсь: здесь и далее я рассматриваю те сегменты, в которых мы работаем, то есть продукцию массового потребления от «первой цены» (самой дешевой на рынке) до «среднего эконома». На продажи дорогого фарфора пошлины, на мой взгляд, окажут небольшое влияние. Что касается недорогой продукции, я сомневаюсь в долгосрочном эффекте заградительных пошлин. Заместить импорт полностью нереально. Эффект будет краткосрочным – как раз на время действия пошлин. Как только их отменят, китайская продукция хлынет, как вода через разрушенную дамбу.
Да, повышение цен неизбежно. Возможно, это и будет главным эффектом защитных мер. Одни заработают деньги, а другие лишь продлят агонию.
В инвестиционном буме вследствие введения пошлин я сомневаюсь. Кто будет инвестировать в производство фарфора? На рынке появятся новые игроки, которые захотят построить новый завод? Современный, технологичный, энергосберегающий, с дорогостоящим импортным оборудованием? Этот проект имеет высокие риски, долгий срок окупаемости, да и в целом бизнес не самый рентабельный. Нужны либо большие оптимисты, либо те, кто не очень дорожит деньгами.
Существующие игроки рынка достаточно хорошо понимают подводные камни и вряд ли займутся производством. Мы знаем неудачные примеры покупки старых заводов и строительства новых.
Остаются, наверное, только сами инициаторы защитного расследования. Собственно, больше-то и нет никого. Это в Китае тысячи фабрик, а у нас пальцев одной руки хватит для пересчета. Смогут ли они существенно нарастить объемы? Увеличить выпуск смогут, но не в тех объемах, чтобы заместить весь импорт.
Я думаю, что в хорошем положении находится Добрушский завод. У них есть мощности, есть господдержка, они уже успешно обновляют оборудование. «Дулевский фарфор» - темная лошадка. С одной стороны, Москва под боком – огромный рынок; начата модернизация. С другой стороны, проблемы с производством, персоналом – те же, что и у нас – могут не дать возможность максимизировать эффект от пошлин. У «Фарфора Вербилок» в принципе небольшие объемы, и я не думаю, что есть серьезные предпосылки для роста. В чем выгода ИФЗ, я не знаю. У них своя ниша, которой дешевая китайская посуда не угрожает.
В любом случае, буду рад ошибиться. У нас нет какой-либо вражды с другими заводами. С некоторыми мы даже сотрудничаем, и я желаю всем успеха. Но все равно мне кажутся маловероятными фундаментальные изменения в фарфоровой отрасли без глобальных политических и экономических изменений в стране.
- С конца 2009 по 2012 год на российском рынке (а впоследствии и на рынке Таможенного Союза) действовала заградительная пошлина на столовые приборы из нержавеющей стали. Однако ее действие осталось практически незамеченным - российской продукции не удалось составить конкуренцию с импортной продукцией. Насколько вероятен такой сценарий и на рынке фарфоровой посуды?
- Во время действия пошлины эффект будет заметен. Особенно на дешевой посуде. После отмены пошлины конкурентоспособность российского и белорусского фарфора снизится. Думаю, что дополнительная прибыль, полученная вследствие заградительной пошлины, будет съедена текущими проблемами: повышение зарплат рабочим, пополнение оборотных средств, текущий ремонт и так далее.
Здесь прослеживается аналогия с общей ситуацией в стране. Был определенный период, «тучные годы», когда на страну обрушился дождь из нефтедолларов. Их можно было использовать, чтобы совершить скачок в развитии. Но этого не произошло. Также и с пошлиной. Ну, будут эти пошлины 2-3 года действовать. Будут капать «нефтедоллары». А что дальше? Если раньше дизайном, развитием продаж, логистикой, производственным планированием и прочими важными составляющими конкурентоспособности занимались недостаточно активно, то что изменится в течение действия пошлин и после их отмены? Карета обратно превратится в тыкву.
- Сегодня на полках магазинов часто встречается посуда очень низкого качества, вызывающая сомнения и с точки зрения безопасности. Может ли повышение таможенных пошлин стать неким "фильтром", благодаря которому совсем дешевую и некачественную посуду возить станет просто не выгодно?
- Думаю, да. В течение нескольких месяцев игроки рынка будут с оглядкой друг на друга маневрировать с ценами, и в конце концов кривые спроса и предложения сойдутся в равновесной точке. У производителей объем выпуска ограничен, и установят максимально возможную цену, при которой они смогут полностью загрузить производство. Импортеры, видя эту цену, будут понимать, какой товар проходит, а какой завозить не имеет смысла. Интересно будет увидеть, какую долю подорожавшего фарфора заменит стекло и стеклокерамика.
- В прессу просочилась информация о том, что в первый год таможенная пошлина на изделия из фарфора может составить не менее 1479 долларов за тонну. Можете ли данную величину сопоставить с себестоимостью самой дешевой фарфоровой посуды российского производства?
- Здесь особого секрета нет. Россия официально уведомила ВТО о намерении в сентябре ввести защитные меры. Информация находится в открытом доступе на сайте ВТО. Второго августа отправлено уведомление плюс месяц на консультации по регламенту. Как раз к третьему сентября – дате завершения защитного расследования все должно завершиться.
Указанный размер пошлины сопоставим с себестоимостью самой дешевой «местной» тарелки и превышает себестоимость самой дешевой китайской тарелки. Если пошлина будет принята в этом размере, то цены на самый дешевый китайский фарфор вырастут в 2-3 раза. Подозреваю, что крупные импортеры постарались сделать запас товара по старым ценам и какое-то время смогут при желании не поднимать цены. Но в любом случае, нас ждет интересная осень.
- Считаете ли Вы необходимыми аналогичные меры по защите российского рынка от импортеров керамической (включая фаянс) посуды?
- Давайте проясним, какая продукция имеется в виду. Строго говоря, фарфор – это тоже керамика. Я бы разделил вопрос на две части: наш фаянс (посуда аналогичная фарфору) и прочая керамика (столовая посуда и посуда для приготовления пищи таких производителей, как Борисовский завод и Вятская керамика).
Наш фаянс нет смысла отделять от фарфора. Напомню, что мы говорим о самом дешевом ценовом сегменте. В рознице тарелка может стоить менее 20 рублей. Многие рядовые покупатели посуды даже не задумываются о разнице. Понятно, что есть отличия в материале, но по виду это такая же белая тарелка с рисунком, как и фарфор. И конкурирует наш фаянс тоже с фарфором, так как аналогичного фаянса нет ни в России, ни в Китае.
Поэтому во введении защитных мер по фаянсу для нас смысла нет. А за других производителей расписываться не буду – может быть, они бы не отказались от этой возможности.
Если подытожить сказанное, то в краткосрочной перспективе защитная пошлина позволит нам компенсировать резкий рост стоимости энергоносителей и, возможно, улучшить текущие показатели. А долгосрочная стратегия все равно будет строиться исходя из понимания, что защитные меры будут через два-три года отменены. Поэтому масштабное техническое перевооружение или строительство нового завода, я не говорю, что невозможно, но маловероятно.