Рынок посуды и новые возможности: импортозамещение. Часть I. Кухонная посуда

Новое состояние, в который входит российский рынок посуды, определяет новые запросы. Один из таких запросов - на импортозамещение - связан с резким падением курса рубля, благодаря которому продукция, произведенная в России, оказывается более конкурентоспособной по отношению к импорту. Также стоит отметить, что импортозамещение в настоящее время является и модным трендом для федеральных и региональных властей – по этому поводу собираются комиссии, пишутся программы, выделяются ресурсы. Даже декларативное намерение государства развивать или хотя бы не препятствовать развитию производства является значимым фактором, так как именно данный вид деятельности является наиболее чувствительным к административным барьерам.

Попытки российских производителей посуды играть более существенную роль на нашем рынке начались еще до кризиса. Совсем недавно новые проекты по увеличению эффективности производства реализовали такие предприятия, как ООО «Посуда» (подразделение турецкого концерна Pasabahce), Дулевский фарфоровый завод, фабрика «Борисовская керамика», «Нева металл посуда», ОАО «Труд», ОАО «Нытва» и другие. В новых условиях эти усилия должны дать хороший результат и стимулировать других игроков на активные действия.

В этой связи хотелось бы сделать небольшой экскурс в текущее соотношение сил на рынке посуды между производителями и экспортерами и оценить потенциал разных направлений посудного бизнеса.

Один из самых емких и привлекательных на российском рынке - сегмент кухонной посуды из нержавеющей стали – сегодня в значительной степени отдан на откуп импортерам. В России посуду из нержавеющей стали по полному циклу производят лишь два завода - «Ашинский металлургический завод» (марка «Амет») и «ВСМПО–Посуда» (марка «Гурман»). Их продукция, вместе взятая, составляет менее 10% от рынка посуды из нержавеющей стали. Остальная посуда ввозится из-за рубежа (преимущественно из Китая). В целом дела у российских компаний идут неплохо – обе марки на хорошем счету, известны и востребованы на рынке. «ВСМПО-Посуда» также представляет собой один из редких примеров, когда популярности отечественной посуды оказывается достаточно, чтобы продавать ее через сеть фирменных магазинов при более чем скромных затратах на продвижение.

Из сложностей в организации производства посуды из нержавеющей стали можно отметить необходимость больших инвестиций, так как для полного цикла необходим полноценный завод с металлорежущим оборудованием, мощными прессами, и множеством других станков и агрегатов. Значительная часть производственных операций требует участия людей, поэтому производство посуды из нержавеющей стали – довольно трудозатратная отрасль. Также сложность состоит и в том, что оборудование, сырье и комплектующие большей частью придется импортировать.

В другом популярный сегменте - посуде из алюминия с антипригарным покрытием – российское производство развито довольно хорошо. В данном случае текущее соотношение импорта и внутреннего производства можно оценить как 50/50. Крупнейшие российские заводы - Scovo, «Кукморский завод металлопосуды», «Нева металл посуда», «Алкоа Металлург Рус» (марка «Калитва») - неплохо оснащены технически и выпускают продукцию для покупателей разного достатка с хорошим соотношением качества и цены, более-менее успешно конкурируя и с европейской продукцией, и с китайской. Менее крупные предприятия – «Ландскрона, «Алита», «Гвура» также имеют свою долю рынка и вполне успешно работают. При этом у большинства заводов в данном сегменте есть возможности в течение относительно небольшого периода времени значительно увеличить объемы производства, если возникнет такая необходимость.

Несмотря на высокую конкуренцию на рынке посуды с антипригарным покрытием среди российских заводов, исключать появление новых производителей в ближайшем будущем не стоит. В целом, организация производства алюминиевой посуды с покрытием - процесс, знакомый многим специалистам. Ситуация облегчается и тем, что основное сырье – алюминий – производится в России. С поставщиками покрытий тоже все довольно просто – в России давно работают такие компании, как Dupont, Whitford, Weilburger, Florkim, которые обладают большим опытом работы (в том числе и с российскими компаниями) и оказывают максимальное содействие в организации производства. Также есть возможность отдать часть производственных операций (алюминиевое литье, вырубку форм или нанесение покрытия) на аутсорсинг.

В производстве посуды из эмалированной стали позиции у российской посуды довольно крепки – на ее долю до кризиса приходилось порядка 60% от общего объема продаваемой продукции. Основные игроки – «Лысьвенский завод эмалированной посуды», «Стальэмаль», «Сибирские товары», ООО «Эмаль» - работают еще с советских времен, имеют огромный опыт, стараются обновлять ассортимент, обладают потенциальными возможностями нарастить производство и на рынке чувствуют себя вполне уверенно. Импорт посуды из эмалированной стали идет из Украины, Турции, Сербии и Китая и в большинстве случаев эта продукция не имеет каких-то существенных конкурентных преимуществ, поэтому, скорее всего, на фоне удешевления рубля ее доля будет уменьшаться сама по себе.

Новые заводов по производству посуды из стали с эмалевым покрытием вряд ли появятся – с технологической точки зрения это, пожалуй, один из самых сложных и ресурсоемких видов посудного производства, требующее очень серьезных инвестиций и высокой квалификации менеджмента.

Посуда из чугуна в России производится в совсем небольших объемах – доля единственного производителя, Балезинского литейно-механического завода, составляет менее 10%. Остальная продукция поступает из Китая, Украины, доля которой выросла в последнее время из-за запуска производства чугунной посуды на заводе «БИОЛ», Турции, европейских стран.

С точки зрения затрат и организации производства, запустить цех по производству чугунной посуды – задача среднего уровня сложности. Тот же завод «БИОЛ» реализовал эту задачу довольно оперативно, превратившись за два года из новичка в одного из лидера рынка. Кроме того, у нас в стране существует много предприятий, занимающихся производством самых разных изделий из чугунного литья, которые, теоретически, могут попробовать свои силы и на посудном рынке.

Кухонные ножи, принадлежности и аксессуары (в эту группу можно отнести кухонную навеску, терки, разделочные доски, барные аксессуары и т.д.) – один из самых перспективных сегментов посудного рынка с точки зрения импортозамещения. Большая часть продукции, которая встречается на полках магазинов – импортного производства (на 90% - китайского). Из российских производителей в этом сегменте работают такие предприятия, как «Ашинский металлургический завод» (кухонные принадлежности из нержавеющей стали), ОАО «Труд» (кухонные принадлежности из нержавеющей стали и кухонные ножи), «Хорс» (товары из силикона), ТимА (разделочные доски из полиуретана), а также некоторое количество небольших предприятий и индивидуальных предпринимателе. Доля импорта в данном сегменте превышает 95%.

В зависимости от вида выпускаемой продукции, сложность организации производства кухонных принадлежностей колеблется от минимальной до средней. Например, для производства изделий из дерева нужно совсем немного вложений и простое оборудование, на организацию выпуска продукции из пластиков затраты будут ощутимее. Значительная часть сырья и материалов может быть приобретена в России, оборудование большей частью придется покупать за рубежом.