Прежде чем перейти к продолжению анализа возможностей импортозамещения на российском рынке посуды, хотелось бы сделать несколько оговорок. Следует признать, что производство в России практически во всех сегментах сильно зависит от импорта. Практически любой завод, который поставит перед собой задачу модернизации производства, вынужден закупать оборудование за рубежом. Во многих случаях за границей также закупаются сырье, материалы и комплектующие.
Каким бы ни был спрос на российские товары, но большинство проблем, с которыми сталкиваются импортеры посуды, знакомы и российским заводам. Для них дорожает сырье, ужесточаются условия поставок со стороны зарубежных контрагентов, увеличивается стоимость кредитования операционной деятельности и сложность его получения. Не говоря уже о том, что негативные процессы в рознице бьют по производству также сильно, как и по импорту. Новая рыночная ситуация дает возможность заводам увеличить цены, чтобы попытаться поднять рентабельность, но пока не более того. Ситуация могла бы измениться, если бы были условия для развитию производства. А они скорее негативные из-за высоких политических и экономических рисков.
В сегменте столовой посуды наилучшие позиции у российских производителей в стеклянной посуды. На долю отечественной посуды до кризиса приходилось порядка 40% общего объема российского рынка. Крупных игроков здесь всего два, и оба они принадлежат иностранным компаниям – Опытный стекольный завод (входит в группу ARC International) и ООО «Посуда» (входит в турецкий концерн «Шишеджам», самой известной торговой маркой которого является Pasabahce). В прошлом году на ООО «Посуда» прошел запуск новых производственных линий и стекловаренной печи, благодаря чему значительно выросли возможности предприятия по увеличению объема производства. Также в этом сегменте работают и небольшие, но вполне успешные предприятия, например, Васильевский стекольный завод (производит помимо столовой еще и кухонную жаропрочную посуду и стеклянные крышки). Буквально на днях вновь заработал Дятьковский хрустальный завод. Кроме предприятий, выпускающих посуду, есть и предприятия, выполняющие операции по ее изменению ее внешнего вида - деколирование, огранку, и т.д., которые работают как с российскими производителями, так и с зарубежными.
Из сложностей, с которым приходится сталкиваться производителям стекла, является отсутствие качественного российского сырья, так как до сих пор основной компонент для производства – песок, приходилось закупать за рубежом, большей частью в Украине. В связи с тем, что месторождения песка находятся в непосредственной близости к зоне боевых действий, заводам приходится искать альтернативных поставщиков, что может негативно сказаться на стоимости российской посуды.
Вряд ли стоит в стеклянной отрасли ожидать появление новых игроков, но те заводы, что работают сейчас, вполне могут увеличить объем производства и продолжить модернизацию имеющихся мощностей, и, возможно, расширить ассортимент. Сейчас в России не производится или производится многое из того, что пользуется спросом на рыке – посуда из «опалового» стекла, емкости для хранения и разогрева, профессиональная упрочненная посуда и т.д.
В производстве посуды из фарфора и керамики российские предприятия давно вынуждены довольствоваться небольшой долей рынка. До начала кризиса на долю российских производителей приходилось около 17% от общего объема продаж посуды из фарфора и керамики. Введенные во второй половине 2013 года запретительные пошлины на фарфор довольно болезненно ударили по импортерам, но кардинально изменить ситуацию не смогли – за неимением дешевого фарфора потребители стали переключаться на посуду из керамики и стекла. Крупнейшим российским производителем на сегодняшний день является ОАО «ИФЗ», к крупным предприятиям также можно отнести заводы «Кубаньфарфор» и «Дулевский фарфор». Остальные же компании производят ограниченные объемы продукции и существуют, за редким исключением, в парадигме «народно-художественных промыслов», хотя иногда этого и хватает, чтобы быть лидерами в узких сегментах (например, в сегменте жаропрочной керамики, где такие предприятия, как «Борисовская керамика», «Ломоносовская керамика» и «Вятская керамика» контролируют значительную долю рынка).
Многие российские предприятия фарфорово-керамической отрасли могут в случае увеличения спроса увеличить и объемы производства – такие резервы у них есть. Из позитивных сигналов можно отметить процессы модернизации, которые идут, в частности, на Дулевском фарфоровом заводе и на фабрике «Борисовская керамика».
Даже в новых условиях конкурировать в цене с дешевой продукцией из Юго-Восточной Азии будет все равно не просто, а вот в среднем и премиальном сегменте есть определенные возможности. Производителям российского фарфора (как показывает опыт того же Императорского фарфорового завода) есть на что опереться с точки зрения истории, традиций, художественной школы. Успешность выхода в более высокие ценовые сегменты будет зависеть от того, насколько удастся подтянуть качество продукции, а также качество управления маркетингом и продажами. Появление новых игроков возможно – для производства, например, самой простой керамической посуды нужно совсем небольшие вложения, что делает перспективным данное направление для тех, кто хочет начать свой бизнес. На мировом рынке сейчас работают тысячи небольших предприятий, которые производят самую разную керамическую продукцию в условиях небольших мастерских – от простой этнической до люксовой.
Еще один значимый сегмент – столовые приборы из нержавеющей стали. Долю российских производителей до начала кризиса можно оценить примерно в 25%. Производством данной продукции занимаются сегодня четыре завода: ОАО «Нытва», ОАО «Павловский завод им. Кирова», ОАО «Ашинский металлургический завод» и ОАО «Труд». При этом более-менее современным оборудованием обладают только первые два. В течение трех лет, с конца 2009 по конец 2012 года российские производители имели определенную преференцию – на импортные столовые приборы действовали специальные таможенные пошлины, что, однако, кардинального влияния на рынок, не оказало. В настоящее время Евразийская экономическая комиссия вновь рассматривает введение заградительных барьеров для импортеров.
Организация производства столовых приборов с нуля – дело довольно дорогое и непростое по меркам посудного рынка. Для него нужно довольно дорогостоящее импортное оборудование, а также квалифицированные специалисты. Появление новых предприятий, в этой связи, видится маловероятным. Работающие на рынке российские производители теоретически могут инвестировать средства в увеличение производственных мощностей и расширение ассортимента, хотя с китайскими производителями бороться будет нелегко в любом случае – они ушли далеко вперед в дизайне, упаковке, умении оперативно подстраивать ассортимент под меняющиеся требования рынка.