Производство и импорт: баланс сил на посудных полках торговых сетей

Производство и импорт: баланс сил на посудных полках торговых сетейУже больше года российская экономика и рынок посуды существует в новых условиях. Финансовый кризис, колебания курсов валют, снижение спроса повлияли и продолжают влиять на рынок посуды, в том числе и на особенности конкурентной борьбы между российскими производителями и импортерами. Чтобы разобраться в текущем соотношении сил, мы побывали в гипермаркетах крупнейших торговых сетей «Карусель», «Ашан», «Лента», «О'кей» и в супермаркете товаров для дома «Уютерра» и оценили представленность российской посуды на полках и ее конкурентоспособность.

Необходимо сразу уточнить, что торговые сети – лишь одна из вершин айсберга рынка посуды. Работа с ними сложна и не всегда сулит видимые выгоды, поэтому многие производители посуды в принципе не готовы поставлять туда продукцию на существующих условиях. Но, с другой стороны, сети являются хорошим показателям конкурентоспособности – попасть на их полки могут только предприятия, обладающие серьезными производственными возможностями и квалифицированным персоналом. И здесь не так уж важно, поставляется продукция напрямую или через дистрибьюторов - значительная часть нагрузки по выполнению заказов сетей лежит именно на производителях.

Несмотря на то, что кризис начался довольно давно, пока говорить о том, какие ключевые последствия он будет иметь, рано. Рынок посуды инерционен и на то, чтобы увидеть серьезные изменения, требуется время. Нашей основной задачей было зафиксировать текущее состояние, чтобы была база для дальнейшего анализа ситуации (следующий мониторинг мы планируем провести на пике осенне-зимнего сезона).

Начнем со столовой посуды. Что касается стеклянных изделий для напитков, то в дешевом сегменте безраздельно царствуют два российских предприятия – «Опытный стекольный завод» (принадлежит Arc International) и ООО «Посуда» (Pasabahce) – их продукция широко представлена во всех магазинах, в которых мы побывали. Цены на стекло российского производства очень привлекательны, качество - на высоком уровне. Представленный ассортимент «ОЗС» и Pasabahce довольно широк – это и стаканы разных размеров, чайные и пивные кружки, бокалы (в том числе и на ножках), салатники, тарелки и т.д. Альтернативы российской посуде в дешевом сегменте практически нет – даже китайские аналоги получаются минимум в полтора раза дороже при худшем качестве. Еще один стекольный завод, продукцию которого удалось встретить, это КПК «Хрустальный звон». В магазинах «О'Кей» представлены графины и штофы этого производителя (тоже эконом сегмент).

Среди более дорогой продукции из стекла посуды российских заводов мы не нашли. Даже в традиционно любимом в России сегменте хрусталя представлены в основном европейские производители из Чехии и Германии.

В сегменте посуды из фарфора и керамики позиции российских производителей на полках сетевых магазинов довольно слабы. В низком ценовом сегменте во всех магазинах, кроме «Уютерры», представлены тарелки из фаянса производства завода «Кубаньфарфор». По цене они получатся самыми доступными среди всех предложений тарелок. В недорогом фарфоре, несмотря на действие заградительной пошлины, практически вся продукция – из Китая.

Средний и премиальный сегменты фарфора в сетях заняты продукцией из Польши, Чехии, Франции. Посуду российского флагмана, «Императорского фарфорового завода» мы нашли только в «Ленте», где представлены чайные наборы марки Family Line. В «Карусели», «Ашане» и «Ленте» можно найти также изделия белорусского «Добрушского фарфорового завода» (который также имеет преференции от действий заградительной пошлины на фарфор), но их совсем немного и они не выделяются на фоне китайской продукции ни дизайном, ни привлекательной ценой.

В сегменте столовых приборов российские производители не представлены. Теоретически, введенные заградительные пошлины могут способствовать их появлению на полках крупнейших сетей, но вряд ли стоит переоценивать эту вероятность.

Среди принадлежностей для готовки мы не нашли продукции ни одного российского завода в таких сементах, как кухонные ножи и кухонные аксессуары (навеска). Здесь практически вся продукция – от дешевой до дорогой - китайского производства. Зато разделочные доски из пластмассы, сделанные в России, вполне конкурентоспособны и по цене, и по качеству – они представлены и в «Ашане», и в «О'Кее», и в «Ленте», и в «Карусели». Производители – «Полимербыт», «Пластик Центр», «Пластик Репаблик», «Архимед». Встречаются на полках и разделочные доски из фанеры и дерева российских производителей – «Топаза» («Ашан») и «Веги» (в «Ленте»), вполне конкурентоспособные на фоне китайской продукции.

Хорошие позиции на полках сетевых магазинов имеют российские производители эмалированной посуды – продукция заводов «Стальэмаль» и «Лысьвенский завод эмалированной посуды» представлен по всех сетях. Также в сети «О'кей» продается посуда другого отечественного завода – магнитогорского ООО «Эмаль». В низком ценовом сегменте российская посуда из эмалированной стали не имеет конкурентов, в среднем конкуренцию ей составляет как китайская посуда (например, Appetite, которая представлена в «Ашане», Ayo, представленная в «Ленте», Home в «Ашане»), так и европейская и турецкая таких марок, как Metrot, Interos, Savasan, Gotoff (частная марка компаии «Оптторгоюз»). Особых ценовых преимуществ у российской эмали в среднем сегменте нет – и китайская, и турецкая, и сербская посуда есть как дешевле, так и дороже российских аналогов, но ассортимент российской эмалированной посуды суммарно ощутимо шире, а акции (главный двигатель торговли в нынешней ситуации) по ней проводятся чаще.

Среди кухонной посуды из штампованного алюминия хорошие позиции у всех трех основных производителей – «Сково», «Алюминий Металлург Рус» (торговая марка «Калитва») и «Ландскрона» (торговая марка Vari) . Их посуда поставляется в сети как под собственными марками, так и под частными марками сетей – «Ландскрона» делает штампованные сковороды с покрытием для «Ленты», «Калитва» - для «О'Кея», «Сково» - для «Ашана» и благодаря этому, находится вне конкуренции в нижнем ценовом сегменте. Продукция еще одного завода, «Гвуры» (торговая марка Jarko), встретилась нам в «Ленте», «Уютерре», «О'Кее».

Среди литой алюминиевой посуды с покрытием хорошие позиции у завода «Нева металл посуда» - его продукция представлена во всех магазинах, кроме «Ленты». Ценовой сегмент – средний и премиальный. В некоторых магазинах прямое сопоставление по соотношению цены качества не всегда в пользу «Невы металл посуды». Например, в «Ашане» литая сковорода частной марки «Домино» производства украинского завода «Биол» стоит в 1,7 дешевле сковороды НМП с сопоставимыми характеристиками, в «О'кее» чуть дешевле НМП можно приобрести посуду китайского производства (Taller, Attribute). Но это скорее лишь свидетельствует о силе торговой марки – «Нева металл посуда» удерживает позиции на полках даже в условиях, когда у нее нет явного ценового преимущества, что для российской посуды редкость.

В «Ленте» хорошие позиции имеет посуда VARI, предлагающая интересные предложения как в среднем сегменте (например, сковороды линии Dune с покрытием Whitford Eterna, которые предлагаются в Ленте по акции, можно отнести к одним из самых интересных посудных предложений месяца), так и в более дорогом (линия Vari Pietra).

В сегменте литых казанов и кастрюль на полках сетей представлены изделия Scovo (линия Profi в «Карусели»), «Невы металл посуды» (в «О'Кее, «Ашане»), «Kukmara» (в «Уютерре»).

Среди производителей жаропрочной керамики лучшие позиции по представленности в сетях имеет «Борисовская керамика» - ее продукция встретилась нами во всех магазинах, которые мы посетили, кроме «Ленты». Продукция компании «Комтех» (Вятская керамика) продается в «Ашане» и «Уютерре», а посуда «Ломоносовская керамика» - в «Ленте». Конкурентом российским горшочков и форм для запекания на полках сетей является только продукция из Украины, которая сильно уступает в качестве и ассортименте, но столько же выигрывает в цене. Китайская жаропрочная керамика стоит дороже, не говоря уже о европейской.

В сегменте посуды из нержавеющей стали продукция российских производителей отсутствует – ни «Гурмана», ни «Амета» в тех магазинах, где мы побывали, не найти. Скорее всего, дело в ограниченных производственных возможностях российских заводов, а потому доминирование китайской посуды из нержавеющей стали продлится, скорее всего, еще очень долгое время.

Если оценивать ситуацию в целом, то пока влияние кризиса видно в том, что позиции тех российских производителей посуды, которые и до него обладали хорошей конкурентоспособностью, усилились. В сегментах посуды из эмалированной стали, алюминия, недорогого стекла и жаропрочной керамики по соотношению цены, качества, широте представленного российская посуда если и не очень много, но выигрывает у аналогичной продукции из Китая и Европы. Кроме того, снижение курса рубля дает возможность маневра российским заводам в том, что касается рентабельности, так как теперь нет такого жесткого ценового давления со стороны импортеров, какое было в 2011 - 2013 годах. В тех сферах, где позиции импорта были сильны (посуда из нержавеющей стали, посуда из фарфора, столовые приборы, кухонные принадлежности и т.д.), попыток со стороны российских производителей изменить ситуацию в свою пользу пока не видно. Возможно, с приближением высокого сезона ситуация будет меняться.