Уже больше года российский рынок посуды существует в условиях экономического кризиса, основными характеристиками которого является снижение стоимости национальной валюты и сокращение реальных доходов населения. Компании из разных сегментов рынка по-разному реагируют на происходящие изменения. В первую очередь последствия кризиса почувствовали те игроки рынка, которые в значительной степени ориентируются на импорт посуды из-за рубежа. Один из самых показательных в этом плане сегментов – посуда из нержавеющей стали, где высокая импортозависимость сочетается с очень ограниченными пока возможностями по импортозамещению.
За три квартала 2015 года объем импорта посуды из нержавеющей стали составил порядка 43 млн. долларов США в статистической стоимости (фактурная стоимость товара в долларах США на условиях доставки FOB или DAF; показатель отражается в статистике ВЭД таможенных органов России). В долларовом выражении объем ввезенной продукции, таким образом, снизился на 27%. В натуральном выражении объем импорта также снизился на 20% - до 8,9 тыс. тонн продукции. Если пересчитать стоимость посуды в рубли по средневзвешенному курсу доллара, то по этому показателю импортеры оказались в плюсе - стоимость ввезенной посуды в рублевом эквиваленте выросла на 22% - с 2080 до 2548 млн. рублей.
Физическое снижение объема продаж свидетельствует о заметном сокращении спроса на посуду из нержавеющей стали. 20% - это очень существенное снижение, хотя цифра и ниже по сравнению с падением, например, автомобильного рынка. В то же время рост импорта в рублевом выражении при том, что доходы населения сокращаются, косвенно свидетельствует о том, что даже снижая количество приобретаемой посуды, потребители вынуждены сегодня тратить на нее большую часть своих рублевых доходов, нежели ранее.
Если посмотреть на стоимость ввозимой посуды, то в долларовом выражении она уменьшилась на 9% - с 5,29 долларов США за килограмм до 4,81 доллара за килограмм. Как известно, стоимость посуды из нержавеющей стали сильно коррелирует с качеством, поэтому можно говорить и о снижение среднего качества представленной на полках магазинов импортной продукции.
В рублевом выражении посуда из нержавеющей стали подорожала на 52% - это если исходить из таможенной статистики. В реальности многие импортеры и ритейлеры пока компенсируют рост стоимости сокращением своей наценки, в том числе и за счет проведения акций и распродаж. Если принять за гипотезу положение, что закупки товара примерно равны их продажам, то имеющиеся данные позволяют оценить эластичность спроса на посуду из нержавеющей стали. Эластичность оказывается довольно низкой - темпы сокращения спроса ниже темпов увеличения цены.
Основной производитель посуды из нержавеющей стали для российского рынка Китай за счет кризиса укрепил свои позиции – его доля в общем объеме импорта по итогам января-сентября 2015 года составила 76% в денежном выражении (+14% к январю-сентябрю прошлого года) и 85% - в натуральном (+3% к январю-сентябрю прошлого года). В сегменте дешевой посуды из нержавеющей стали, куда сейчас сместился спрос, у китайской посуды из нержавеющей стали конкурентов практически нет, возможно, здесь также положительную роль играет снижение Китаем стоимости национальной валюты - юаня.
Перспективы импортозамещения в сегменте посуды из нержавеющей стали продолжают выглядеть пока туманными. Действующие производители, ВСМПО-посуда и Ашинский металлургический завод, не смогли воспользоваться гораздо более благоприятной ситуацией в 2008-2009 годах, и нет особых оснований рассчитывать на какие-то позитивные сдвиги в текущей ситуации. О новых производствах посуды из нержавеющей стали в России пока ничего не известно.
Существенного смещения спроса на товары заменители, посуду из алюминия и эмалированной стали, тоже пока особенно не проявляется. В этих сегментах, также как в посуде из нержавеющей стали, растут продажи в эконом-классе, в то время как средний и премиальный сегменты сокращаются. Но говорить о переориентации покупателей нержавеющей стали на другие сегменты кухонной посуды пока оснований нет.