Рынок импортной посуды из фарфора и керамики до кризиса был, пожалуй, одним из самых емких и растущих. Отечественная промышленность, постепенно приходившая в упадок, не могла конкурировать ни с дешевой китайской посудой, ни с более дорогой европейской. Росту импорта способствовал низкий курс доллара по отношению к рублю и доступность кредитных ресурсов. После кризиса ситуация изменилась достаточно резко – объемы импорта серьезно упали.
Так, в денежном выражении общий объем посуды из фарфора и керамики в первом квартале 2009 года составил порядка 1,1 млрд. рублей (в ценах себестоимости, с учетом таможенных выплат, НДС, транспортных и иных расходов), что на 26% меньше результатов аналогичного периода прошлого года. Как и в других товарных группах, сокращение объема импорта в натуральном выражении оказалось гораздо серьезнее – объемы упали практически в два раза.
География импорта также претерпела изменения. Несмотря на то, что по-прежнему крупнейшим поставщиком является Китай, его доля в общем объеме импорта сократилась – с 74% до 59%. Значительно (с 1% до 9%) увеличилась доля польских производителей, выросла доля других, помимо Китая, стран Азии (Индонезии, Вьетнама, Бангладеша и др.).
Анализируя динамику импорта фарфоровой и керамической посуды в первом квартале 2009 года, необходимо принимать во внимание (помимо макроэкономических причин снижения объемов закупок за рубежом) ставшее неожиданным для многих импортеров падение спроса в конце 2008 года, в результате чего большинство игроков начали 2009 год с большим количеством товарных остатков. Представляется, что стабилизация курса рубля и снижение товарных запасов прошлого года даст о себе знать уже по результатам второго квартала, а к осеннему сезону можно ожидать и существенное увеличение объемов импорта фарфоровой и керамической посуды.