Уютерра в поисках баланса

Май текущего года стал не самым удачным месяцем для одной из крупнейших специализированных сетей посудного рынка – «Уютерры». В информационном пространстве появилась информация о том, что сеть из-за падения оборота может закрыть большую часть своих магазинов по всей стране и к лету получить вал исков от поставщиков. И действительно, в мае из-за проблем с арендодателем закрылся единственный супермаркет «Уютерра» в Санкт-Петербурге, а также два из трех магазинов в Барнауле. Кроме того, на днях появился и первый крупный иск от поставщика – компания «Дривикс Лед» (поставщик товаров под торговыми марками Moulinvilla, Abert и др.) предъявила «Уютерре» претензии на 18 млн. рублей.

В самой «Уютерре» возможность совсем уж негативного сценария отвергается. В ответ на появление пессимистичных публикаций директор компании «Планета Строй», Александр Селиверстов выступил с комментарием: «Мы обсуждаем закрытие 40 магазинов из существующих 125. Это те магазины, в которых валютные договора аренды, и где арендодатели нам не захотели давать скидки по аренде. При том, что выручка действительно падает, но это общеэкономическая проблема - у наших покупателей стало намного меньше свободных денег, при этом дорожают продукты, лекарства, самые необходимые вещи. По той же причине мы вынуждены сокращать издержки и увольнять часть сотрудников, в том числе офиса и склада Липецка. 60 человек - это 15 % штата липецкого офиса. К сожалению, это вынужденные меры, для того, чтобы не допустить того, что называется "банкротством" компании. Сейчас и банки и поставщики с нами вместе и также не заинтересованы в этом. Мы со всеми договариваемся».

«Уютерра» в некотором смысле для посудного рынка стала символом благополучного периода времени, который начался после выхода страны из кризиса 2008 года и завершился событиями 2014 года. Объединившись в конце 2008 года с похожей по формату, но работающей в других регионах сетью «Чудодом», «Уютерра» в последующие годы активно развивалась, увеличив количество магазинов более чем в два раза и генерируя торговый оборот порядка 10 млрд. рублей. При этом сеть ориентировалась на самую интересную в то время целевую аудиторию людей со средними доходами, сознательно исключив из своего ассортимента товары дешевого сегмента и не ввязываясь в ценовые войны с конкурентами. Такой подход был вполне успешным на фоне нескольких лет экономического благополучия, но с началом нового кризиса становится все более очевидной его уязвимость.


Динамика поисковых запросов по слову "Уютерра" в Яндексе

Падение доходов покупателей и рост цен, обусловленный снижением стоимости рубля, как неоднократно отмечалось, порождает массовую миграцию потребителей внутри целевых групп и ориентацию на цену товара как основной критерий выбора. В условиях экономии люди переключаются на магазины, где предлагаются товары, более доступные по цене, и где постоянно проводятся масштабные акции. В первую очередь в 2014-2015 году наблюдался приток потребителей посуды в федеральные продуктовые сети вроде «Ленты», «Окея», и других, которые за счет низких цен и масштабных акций лояльности на товары, продаваемые под известными европейскими брендами, как пылесосом собирали платежеспособный покупательский трафик.


Динамика поисковых запросов по фразе "недорогая посуда" в Яндексе

2016 год хотя и не принес резких ухудшений на посудном рынке (дела у нас идут лучше, чем во многих других сегментах непродовольственных товаров), однако само усугубление негативного тренда в экономике может поставить крест на многих проектах, которые не успели приспособиться к новым условиям. Судя по всему, в «Уютерре» сейчас идет активный поиск новой концепции развития. В своем январском интервью изданию Retailer.RU Александр Селиверстов сформулировал свое видение будущего: «Дешевые вещи останутся в гипермаркетах, а красивые, но более дорогие, будут продаваться в таких магазинах, как Уютерра, но люди должны понимать, за что они платят деньги — за высокий уровень сервиса, приятную атмосферу магазинов. Значит, в это мы должны инвестировать.

У покупателей должно быть доверие к бренду. Им должно нравиться находиться в наших магазинах, в том числе, потому что там приятная атмосфера. И покупатель, которому нужны товары для дома, будет приходить к нам, потому что в других местах ничего подобного нашему ассортименту просто в принципе продаваться не будет».

Судя по заявлениям, менеджмент «Уютерры» склоняется к сохранению своего формата, одновременно пытаясь за счет пересмотра отношений с поставщиками, банками и арендодателями сделать так, чтобы не потерять прибыльность в условиях падения товарного оборота. Настораживает, что похожим путем пыталась когда-то пойти сеть «Санта Хаус», и это плохо для нее закончилось. Но кейс «Санта Хауса» должен быть знаком руководству «Уютерры» лучше, чем кому-либо еще.

В целом задача по поиску нового баланса и адаптации «Уютерры» не кажется не выполнимой. Руководители компании, Александр Селиверстов и Александр Саганов - одни из самых компетентных и опытных менеджеров в российском ритейле посуды и товаров для дома, а масштаб бизнеса такой, что неприятности у «Уютерры» затрагивают значительную долю российского рынка посуды и товаров для дома, и в нормализации работы сети заинтересованы все партнеры ритейлера. Поставщики в последнее время стали толерантнее к нарушению платежной дисциплины и готовы долго терпеть при наличии хоть каких-то гарантий на получение денег и продолжения сотрудничества.

Дополнительный интерес в развитии ситуации с «Уютеррой» состоит в том, что в среднем ценовом сегменте в посудном ритейле по-прежнему работает довольно много компаний, и они тоже решают для себя проблему выживания в условиях падения спроса. И в этом ключе действия менеджмента «Уютерры», если они будут иметь эффект, станут примером для других игроков.

Читать по теме: