Посуда из литого алюминия торговой марки «Алита» не так часто встречается на полках магазинов за пределами Волгограда. Однако все, кому приходилось работать с этой продукцией, знают о том, что по соотношению цены и качества она ничуть не уступает лучшим отечественным и зарубежным образцам. О сегодняшней жизни завода «Алита» журналу posudka.ru рассказали его директор Виктор Геннадьевич Гаврилов (В.Г.) и зам. директора Игорь Михайлович Гуща (И.Г.).
Корр.: - ООО «Алита» является единственным производителем посуды на территории Волгоградской области. Дает ли это заводу какие-то преимущества?
В.Г.: - Наш завод не только является единственным в Волгограде предприятием по производству посуды, но и единственным в Нижнем Поволжье производителем алюминиевой посуды с антипригарным покрытием. Однако нельзя сказать, что это как-то помогает нам решать те или иные проблемы. Производство посуды – достаточно хлопотное дело. Сложностей хватает.
Корр.:– Как оцениваете итоги первой половины 2008 года?
И.Г.: – Нельзя сказать, что нам удалось без потерь пережить кризис, вызванный инфляцией. Проблема сезонности спроса на нашу посуду всегда стояла остро, но в этом году и спад начался раньше, и его последствия оказались ощутимее. К сожалению, специфика металлургического производства не предполагает сезонных колебаний. Плавильная печь должна работать постоянно, а загрузка у нее – почти две тонны алюминия в сутки. Приходится выкручиваться. Наши покупатели, к сожалению, не всегда понимают нашу специфику, и большая часть продукции идет на склад. Возникают финансовые разрывы, обусловленные и тем, что сегодня некоторые покупатели могут позволить себе несоблюдение сроков оплаты. Плюс ко всему подорожание продуктов вынуждает нас повышать заработную плату персоналу, увеличиваются платежи за сырье, энергию и коммунальные услуги. Немного помогает справиться с сезонными проблемами то, что мы изготавливаем также тротуарную плитку.
Корр.: – Лето в Волгограде известно своей жарой. Сказываются климатические особенности на производстве?
В.Г.: – Конечно, когда на улице за 40 градусов в тени, в цеху у плавильной печи – под 80. Литейщикам приходится очень тяжело. Требовать в таких условиях полной выработки нельзя. Вообще, кадры для нас – особая проблема. Найти персонал, который готов работать, сегодня непросто. Молодежь, как правило, в работе не заинтересована, круг ее интересов ограничен, текучка молодых кадров до 35 лет очень высокая. А чтобы получить квалифицированного специалиста, требуется время.
Корр.: – Сегодня производителям сложно обеспечивать сбыт продукции без сотрудничества с сетями. Есть ли у вашего завода подобный опыт?
В.Г.: - Ситуация с сетями неоднозначная. Периодически мы ведем переговоры, но пока наладить реальное сотрудничество получилось только с волгоградской сетью магазинов МАН – совсем недавно мы сделали им первую поставку. Положительную роль сыграла позиция директора сети, который внимательно относится к местным производителям. У нас небольшое предприятие, нет своего грузового автотранспортного парка, и нам достаточно сложно выдерживать все требования сетей по логистике. Мы также придерживаемся открытой ценовой политики – единые цены для всех покупателей независимо от объема – что также не всегда находит понимание у сетей.
Корр.: – С августа уже обычно начинается оживление спроса на посуду. Каких результатов ждете от осенне-зимнего сезона 2008 года?
В.Г.: – Результаты будут зависть от нас. Заказы уже идут полным ходом. По сложившейся практике в сезон у нас проблем со сбытом нет – работаем практически с пустым складом, вся продукция реализуется, что называется, «с колес». В этом году есть небольшие сложности с обеспечением производства достаточными мощностями электроэнергии, думаем построить свою подстанцию. Завод три года назад переехал на новые площади, пришлось заново создавать всю инфраструктуру.
Корр.: – С чем был связан переезд?
В.Г.: – До этого наше предприятие находилось на территории Волгоградского алюминиевого завода и у нас были прекрасные условия для работы. Но после того, как завод выкупила группа СУАЛ, начались сложности. Представители Завода «Демидовский», входящего в группу СУАЛ, побывали на нашем предприятии и предложили нам стать их поставщиками заготовок. Это означало бы сокращение ассортимента продукции, численности персонала, объемов прибыли. Такой вариант нас не устроил, поэтому пришлось за три месяца не только найти помещение, но и «с нуля»организовать металлургическое производство. Сложностей было очень много, но главную задачу – сохранение производства - удалось решить. Сейчас львиную долю усилий отнимают работы по благоустройству и модернизации – строим новые офисные помещения, обновляем оборудование. Но не забываем и о расширении нашего ассортимента - стараемся каждый год выпускать новинки. В мае этого года, например, освоили выпуск кастрюли емкостью 4 литра.
Корр.: – У вас достаточно широкая линейка продукции – более 60-ти наименований. Как распределяются предпочтения покупателей между разными позициями, между посудой с антипригарным покрытием и без такового?
В.Г.: – С каждым годом доля так называемой «голой» посуды уменьшается. Сейчас соотношение где-то 75% к 25% в пользу посуды с покрытием. Тем не менее, посуда без покрытия по-прежнему остается популярной, в основном, за счет покупателей, проживающих в сельских районах. Лидером продаж же по-прежнему остается наша сковорода-сотейник Ø 260 с литой ручкой. Интересно распределение предпочтений цветового оформления посуды с покрытием в зависимости от регионов. Например, в Москве все клиенты заказывают посуду черного цвета, а в южных регионах – красного. Остальные наши рацветки – бронза и «джинс» хотя и пользуются спросом, но меньшим, чем наша «классика».
Корр.: – Ваша продукция славится своим качеством и высокими потребительскими свойствами. Как удается поддерживать планку?
И.Г.: – Хорошие потребительские свойства объясняются тем, что вся наша посуда имеет утолщенное дно не менее 6-ти мм и толщину стенок не менее 3-х мм, что исключает ее деформацию, позволяет иметь равномерный нагрев и долго сохранять тепло. Перед нанесением покрытия изделия проходят дополнительную обработку - сухую абразивная очистку пескоструйным аппаратом, которая создает на поверхности дополнительные шероховатости и обеспечивает лучшее сцепление с антипригарным слоем. Плюс ко всему мы используем одно из лучших и экологически безопасных отечественных антипригарных покрытий – «Ладофлон», разработанного кандидатом технических наук А.А. Ладовской.
Естественно, мы тщательно следим и за качеством. Все исходные материалы получаем от надежных поставщиков, имеющих соответствующие сертификаты. Ежесуточно у нас проходит контроль компонентов расплавленного алюминия, ежеквартально наша продукция проходит контроль в Роспотребнадзоре. Литую продукцию проверяет ОТК, а в цехе нанесения антипригарного покрытия мы используем систему самоконтроля.
Корр.: – Какие новшества планируете в будущем?
В.Г.: – Пока наши стратегические планы в основном касаются развития инфраструктуры и модернизации производства. Хотелось бы в долгосрочной перспективе перейти на литье под давлением, что позволило бы снизить значимость человеческого фактора при производстве посуды. Сейчас многое зависит от мастерства, а подчас и от настроения литейщика. Но реализация этих планов будет зависеть от того, насколько нам удастся решить наши насущные проблемы с электроснабжением, газификацией, коммунальными услугами. Дополнительная проблема – отсутствие в регионе машиностроительного комплекса. Подготовить элементарную оснастку сегодня является очень сложной проблемой. Цены на несложные пресс-формы зашкаливают за все мыслимые и немыслимые пределы. Что касается остального, то мы постоянно стараемся внедрять новые технические разработки, совершенствовать технологии, повышать качество материалов. И, естественно, следить за изменениями вкусов и предпочтений покупателей. Мы производим посуду, рассчитанную на покупателей со средним доходом, который, как известно, предъявляет достаточно жесткие требования к эстетическим и эксплуатационным характеристикам посуды. Наша продукция должна им соответствовать.