Текущий кризис в экономике активизировал на рынке посуды процессы по развитию собственного производства, импортозамещению и увеличению объема экспорта. Главным фактором, который повлиял на конкурентоспособность российской продукции, стало падение курса рубля, и соответственно, производственных издержек. Это в свою очередь позволило предложить покупателям товар лучшего качества и за меньшие деньги по сравнению с импортными аналогами. Одним из самых интересных сегментов в этой связи является алюминиевая посуда. Здесь, с одной стороны, у российских производителей традиционно были хорошие позиции и наблюдался избыток производственных мощностей, с другой стороны, отечественное производство всегда было в роли догоняющего по отношению к китайской и европейской продукции даже на внутреннем рынке, не говоря уже о том, чтобы серьезно вмешаться в борьбу за покупателей из других стран.
В 2015 году мы наблюдали рост экспорта алюминиевой посуды (см. статью "Экономический кризис как новые возможности. Экспорт российской металлической посуды"), а теперь по прошествии большей части года можно подвести промежуточные итоги того, как ситуация развивается в 2016 году.
В целом, предпосылки для развития экспорта со стороны кажутся неплохими из-за того, что средневзвешенный курс доллара США по отношению к рублю за 9 месяцев 2016 года вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 15% и составил 68.3667 рублей. Однако только ослабления рубля по отношению к доллару оказалось недостаточно - экспорт алюминиевой посуды из России в целом за три квартала 2016 года снизился на 22% в натуральном выражении и на 24% - в денежном.
Так, по данным статистики внешней торговли ФТС, за период с января по сентябрь 2016 года объем экспорта изделий из литого алюминия (ТВНЭД 7615101000) составил 946 тонн, что на 21% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В стоимостном выражении экспорт снизился на 10% до 3,9 млн. долларов США.
Негативную динамику экспорта посуды из литого алюминия фактически обеспечили два крупнейших покупателя, Казахстан и Киргизия, которые уменьшили свои закупки в натурально выражении на 23% и 10% соответственно, а вот экспорт в большинство других стран вырос. Из наиболее примечательных изменений можно отметить увеличение экспорта посуды в Белоруссию более чем в три раза, благодаря чему эта страна вышла на третье место среди крупнейших покупателей, потеснив Азербайджан.
Экспорт посуды из штампованного алюминия (ТНВЭД 7615109009) за три квартала текущего года сократился на 23% в натуральном выражении и составил 1,4 тыс. тонн. В стоимостном выражении падение оказалось глубже - на 30% до 7,6 млн. долларов США.
Ключевую роль на падении экспорта российской штампованной посуды из алюминия оказал Казахстан, сократив закупки в натуральном выражении на 29%. Экспорт в Украину и Белоруссию (два других крупных покупателя) напротив, увеличились соответственно на 54% и 33%.
Судя по всему, главная проблема российского экспорта алюминиевой посуды на сегодняшний день - узкая ориентация на рынки стран бывшего СССР, среди которых главным партнером является Казахстан. На эту страну по итогам января-сентября 2016 года пришлось три четверти экспорта литой алюминиевой посуды и более половины - штампованной. Экономика Казахстана сейчас находится примерно в том же печальном положении, что и российская, поэтому снижение объемом продаж является объективным. Существенное расширение географии поставок представляется в текущих условиях единственным вариантом, дающим шанс российским предприятиям выйти на новый качественный уровень экспортных продаж.
Также к негативным факторам в развитии российского экспорта алюминиевой посуды является рост разнообразных издержек. Дорожают импортные материалы и комплектующие (они занимают в себестоимости алюминиевой посуды достаточно существенную долю), увеличивается стоимость обслуживания оборудования (оно в большинстве своем тоже импортное), растут тарифы на энергоносители и логистику. На мировом рынке алюминиевой посуды конкуренция очень жесткая, поэтому даже небольшие изменения в худшую сторону в плане соотношения цены и качества серьезно влияют на положение российских экспортеров.