Несмотря на то, что во многих российских регионах погода еще близка к зимней, календарная смена времен года начала уже оказывать свое привычное влияние на продажи на рынке посуды. Большинство специалистов сезон низких продаж в этом году ожидают с опаской, и это обоснованно. Лето прошлого года запомнилось серьезными проблемами, среди которых можно вспомнить банкротство «Уютерры», сложности у «ПЭМБИ», также закончившиеся в итоге банкротством, выросший объем неплатежей и, соответственно, судебных споров. Несмотря на то, что осенне-зимние продажи дали возможность многим компаниям поправить свои дела, глобально ситуация изменилась незначительно.
Давать прогнозы на сезон низких продаж относительно несложно. В период, когда большинство людей серьезно меняет приоритеты в своих расходах, переключаясь с расходов на обустройство дома расходами на загородную жизнь и отдых, модные тренды, курсы валют и прочие обстоятельства отходят на второй план. Главным фактором, оказывающим свое влияние на спрос, оказывается экономическая ситуация и динамика в благосостоянии людей. Чем меньше у покупателей свободных средств, тем чаще они будут откладывать приобретение посуды и других товаров для дома на осенне-зимний период. Исключение здесь составляют лишь посуда и аксессуары для приготовления пищи на открытом воздухе и другие сезонные сопутствующие товары, спрос на которые в последние годы немного растет.
С этой точки зрения начало 2017 год дает немного поводов для оптимизма. В январе 2017 года экономика получила небольшой импульс благодаря единовременной выплате пенсионерам по 5 тыс. рублей, что в итоге дало прирост реальных располагаемых доходов, по данным Росстата, на 8,1%*. Но уже в феврале показатель вновь оказался в отрицательной зоне, снизившись на 4,1%. Летом этого года никаких приятных сюрпризов населению правительство не готовит, скорее наоборот, все свидетельствует о том, что будет продолжен курс на сокращение расходов.
Данные по обороту розничной торговли выглядят еще нагляднее. В январе 2017 года данный показатель снизился на 2,3%, в феврале – на 2,6%. Очевидно, что даже январские выплаты пенсионерам пошли не на покупку товаров, а на решение других насущных проблем (например, оплаты жилищно-коммунальных услуг, которые продолжают расти) или были отложены в качестве сбережений. Из факторов, которых хотя бы условно можно причислить к позитивным, можно отметить лишь замедление темпов падения экономики и доходов граждан. Теоретически, кризис не может продолжаться вечно, и более-менее свободная экономика при стабильном состоянии внешней среды должна рано или поздно начать расти. Но начало позитивной динамики вряд ли стоит ожидать в ближайшие месяцы, а даже если она и будет наблюдаться, последствия на потребительском рынке станут видны в лучшем случае к концу года.
На днях Росстат опубликовал и данные по потребительским ожиданиям российских граждан в 1 квартале 2017 года. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2017г. по сравнению с IV кварталом 2016г. повысился на 3 процентных пункта и составил (-15%). В общем, это тоже некий позитивный сигнал, но опять же он свидетельствует только о том, что темпы изменений в экономике в худшую сторону снизились, вместе с тем как сам негативный тренд остается прежним.
Таким образом, пока есть все основания предполагать, что весенне-летний сезон будет хуже прошлогоднего. Специализированная посудная розничная торговля останется сегментом, где неприятностей стоит ожидать в первую очередь, так как специфика этого бизнеса такова, что быстро внести изменения в работу, кардинально сократить затраты, оптимизировать персонал и предпринять другие экстренным меры оздоровления достаточно затруднительно.
В оптовой торговле запас прочности и возможности оперативного управления немного выше, но и здесь возможны негативные сценарии, так как в условиях снижающегося спроса объективно усиливается конкуренция и ужесточаются методы борьбы за «место под солнцем».
В производстве посуды ситуация пока остается вполне благоприятной. Курс рубля, хотя и вырос, остался на уровне, благоприятном для местного товаропроизводителя, кроме того, у правительства есть декларируемые планы по ослаблению рубля. Уровень конкуренции между российскими заводами даже в самых успешных с точки зрения импортозамещения сегментах остается достаточно условным, и на самом деле российские производители конкурируют не между собой, а с импортерами.
Одним из главных факторов, от которых будет зависеть успешное прохождение сезона, станет умение находить баланс между осторожностью и готовностью к рискам в отношениях с партнерами. С одной стороны, перед компаниями стоит задача минимизировать финансовые потери в случаях проблем у клиентов, с другой – нужно не потерять хороших клиентов из-за ужесточения условий поставок.
Компаниям, которые будут сталкиваться со сложностями, не стоит тянуть с экстренными мерами и быть открытыми для поставщиков. Как показывает практика, финансовая прозрачность и согласование действий с партнерами серьезно увеличивают шансы на выживание.
*Статистические показатели приводятся в сравнении с аналогичным периодом прошлого года