Качество – одна из главных характеристик любого товара, и посуда здесь не исключение. Умение оценить качество продукта важно как для производителей, так и для покупателей. Первые на ее основании принимают решение о выпуске своей продукции в продажу и назначении цены, для потребителей оценка качества является основой для принятия решения о покупке. Несмотря на то, что понятие «качество» является общеупотребительным, разные люди, как специалисты, так и обыватели, понимают его по-своему. Тем более что в посуде, как и в любом другом сегменте потребительских товаров, есть множество своих нюансов. Разобраться, что же означает «качество», какие товары можно считать качественными, а какие нет, в чем разница между товарами высокого и низкого качества и другими спорными моментами, мы попробуем на примере столовой посуды.
В России основным документом, в котором раскрывается понятие «качество продукции», является ГОСТ 15467-79. «Управление качеством продукции». Данный стандарт определяет качество как «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». Такое определение носит скорее философский, чем прикладной характер, и в нем сразу виден двойственный характер: потребности объективно могут проявляться только у потребителя, а назначение товара определятся производителем.
Для практической оценки качества ГОСТ 15467-79 предлагает систему показателей качества, которые представляют собой «количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления». Количественный анализ показателей является ключевым для объективной оценки и возможности сравнения разных товаров. То есть, качество может быть разным, от плохого до превосходного, и это отличает данное понятие от например, свежести, которая, как известно, либо есть, либо ее нет.
Какой товар нельзя считать качественным в принципе?
Некачественным товаром является брак. Применительно к столовой посуде это означает наличие таких дефектов, которые делают невозможным использование товара по назначению. Бракованная посуда не должна выпускаться в продажу и выбраковкой обычно занимается производитель всех этапах изготовления посуды. Также определенная часть посуды повреждается в процессе транспортировки – здесь отделением бракованного товара занимаются оптовики и ритейлеры.
Второй сорт – не брак
Помимо брака есть еще продукция с дефектами, которые не влияют кардинальным образом на возможность использования товара. Такую продукцию вполне можно назвать качественной, но с оговорками, например, «второй сорт» или «низкое качество». Практически все ГОСТы, действующие на посуду, определяют именно то, какие дефекты и в каком количестве допустимы, чтобы посуду можно было выпустить в продажу. В столовой посуде главными документами являются следующие стандарты: ГОСТ 4.69-81 «Система показателей качества продукции. Посуда фарфоровая и фаянсовая», ГОСТ ГОСТ 30407-96 (ИСО 7086-1-82, ИСО 7086-2-82) «Посуда и декоративные изделия из стекла», ГОСТ Р 54575-2011 «Посуда фарфоровая», ГОСТ Р 54395-2011 «Посуда фаянсовая» и др.
Покупателям нужно понимать, что хотя ГОСТы не носят обязательный характер, в том, что касается брака, их защищает закон о защите прав потребителей, который обязывает производителей и продавцов принимать назад товары ненадлежащего качества.
Объективная оценка качества товаров
Системой показателей качества предусмотрены разные критерии оценки товаров. Одни из них достаточно легко оценить объективно, другие зависят от личности покупателя. К объективным критериям можно отнести следующие:
1. Безопасность. Выделение вредных веществ из посуды должно укладываться в действующие нормативы. Проведение испытаний на безопасность возложена на производителя, который на основании протокола испытаний получает декларацию соответствия на продукцию. Система государственного контроля за безопасностью посуды сегодня практически отсутствует.
2. Устойчивость к перепадам температур. Столовая посуда используется как для горячих, так и для холодных блюд и напитков и она не должна разрушаться от резкого перепада температуры, но в разумных пределах. Как правило, столовая посуда по умолчанию не предназначена для замораживания и разогрева продуктов, если только иное не указано на упаковке или в инструкции по использованию.
3. Устойчивость к кислотам и щелочам. Многие продукты и напитки содержат пищевые кислоты и щелочи. Посуда не должна с ними реагировать, иначе может возникнуть риск здоровью человека. Данный критерий обычно проверяется вместе с общей оценкой безопасности посуды.
4. Соблюдение правильных форм посуды. Все изделия, применяемые для сервировки пищи и напитков, должны быть устойчивы на ровной поверхности и иметь правильные геометрические формы (если только иное не задумано как элемент дизайна). Особо продвинутые производители дополнительно обеспечивают устойчивость посуды и на неровных поверхностях, что можно рассматривать как дополнительный плюс. Оценить данный показатель можно при визуальном осмотре товара.
5. Соответствие указанным объемам и размерам фактическим. Показатель можно оценить самостоятельно с помощью линейки и мерной посуды.
6. Низкий коэффициент водопоглощения. Столовая посуда не должна впитывать или пропускать жидкость. Проверить посуду на водопоглощение достаточно просто в домашних условиях – для этого ее можно опустить полностью в воду - из посуды с высоким водопоглощением со стенок будут выходить пузырьки воздуха.
7. Долговечность. Все элементы посуды (особенно ручки и ножки сосудов) должны быть прочно соединены между собой, внешний вид посуды и нанесенный декор не должны изменяться (тускнеть, менять цвет, истираться и т.д.) в процессе использования.
8. Отсутствие видимых дефектов (пузырьков, трещин, сколов, плохо обработанных краев и т.д.).
9. Надежность фиксирования съемных деталей и форма и обработка краев. Крышки заварочных чайников не должны выпадать при наклоне, а жидкость из сосудов должна выливаться узкой струей без подтеков.
10. Экологичность. Данная характеристика означает, что производство и утилизации товара не наносит вреда окружающей среде.
Субъективная оценка качества товара
Большинство показателей, которые относятся к эстетике и эргономике столовой посуды, являются субъективными. Действующие ГОСТы дают возможность оценивать некоторые показатели, которые характеризуют внешний вид посуды. Для фарфора, например, это белизна, блеск и коэффициент светопропускания, для стекла – прозрачность и отсутствие цветовых оттенков и т.д., но сегодня тенденции дизайна таковы, что все эти критерии не применимы к значительной части столовой посуды, за исключением классических образцов. Поэтому здесь конечным арбитром выступают потребители со своим разными вкусами, о которых бессмысленно спорить.
То же самое можно сказать и об эргономике. Разным людям имеют разные анатомические особенности, и один и тот же образец посуды может одному потребителю показаться удобным, а другому – нет, и здесь трудно давать объективные оценки.
Производители и продавцы зачастую хорошо понимают важность субъективной оценки посуды потребителем и пытаются воздействовать на него с помощью разных маркетинговых инструментов, формируя стереотипы и привычки, рассказывая истории и выдумывая мифы. Умение управлять субъективной оценкой посуды во многом определяет то, почему товары с очень похожими характеристиками продаются по совершенно разным ценам.
Какую посуду можно назвать высококачественной?
Конечная оценка качества товара складывается как из объективных, так и субъективных критериев. Высококачественный товар как минимум должен не иметь никаких дефектов, материалы и технологии, которые применяются в его производстве, должны обеспечивать долгий срок службы. Подтверждением высоких эстетических свойств посуды и продуманного дизайна можно рассматривать готовность потребителей приобретать продукцию с высокой долей наценки.