Торговые сети слабеют без денег

Российские торговые сети стали одним из самых быстрорастущих и успешных сегментов национальной экономики, но именно они оказались наиболее уязвимыми в условиях глобального финансового кризиса. Необходимость вкладывать миллиарды долларов в строительство и функционирование гипермаркетов делает их особо чувствительными к стоимости денег, поэтому кризис ликвидности может вызвать волну банкротств в торговой отрасли.

Аналитики и участники рынка считают, что в ритейле должны произойти процессы консолидации, в том числе с участием мощных иностранных игроков. При этом выживут сильнейшие, а слабых ждет поглощение или банкротсво. Ритейлеры отягощены огромными долгами, причем чтобы расплатиться со старыми кредиторами, они вынуждены «перезанимать». Банкротство же торговых компаний означает закрытие магазинов, что приведет к возникновению дефицита, росту цен и в конечном итоге — инфляции.

Два крупнейших рейтинговых агентства — Fitch Ratings и Standard & Poor's — с пессимизмом оценивают настоящее российского ритейла. «Не стоит недооценивать бизнес-риски на российском рынке ритейла», — предупреждает директор в аналитической группе Fitch по корпоративным эмитентам Джонни Да Силва. Он констатирует, что некоторые российские торговые сети страдают от недостатка финансовой гибкости, в силу чего сталкиваются с проблемами. «Несмотря на существенные темпы роста этого рынка, недостаточный финансовый контроль делает многие розничные сети уязвимыми при возникновении проблем с ликвидностью», — считает эксперт.

«Значительные потребности в капиталовложениях и низкий уровень ликвидности могут омрачить радужные перспективы развития российских розничных компаний по торговле продуктами питания», — соглашаются в Standard & Poor's. Аналитик этого агентства Антон Гейзе отмечает, что нехватка торговой инфраструктуры обусловливает долгосрочную потребность во внешнем капитале, и поэтому сектор розничной торговли накопил значительный объем долга.

Но бурный рост отрасли продолжается, и компаниям необходимы регулярные «вливания» в акционерный капитал для поддержания управляемой финансовой политики. «Поэтому компании, имеющие сильную поддержку от материнских структур — крупных международных сетей или российских инвестиционных холдингов, отличаются более высоким уровнем финансовой гибкости. Однако Standard & Poor's не всегда в полной мере учитывает в рейтингах поддержку материнской компании, поскольку в некоторых случаях ее трудно определить в количественном выражении, а вероятность такой поддержки далеко не очевидна», — отмечает агентство.

Кроме того, Standard & Poor's предупреждает о начале эры консолидации российского сектора розничной торговли, которая «будет оказывать дополнительное давление на независимые российские группы». Одной из крупнейших сделок, о которой должно быть объявлено уже в сентябре, может стать покупка сети гипермаркетов «Лента», на которые претендуют два крупнейших мировых игрока — Wal-Mart и Carrefour, а также американский инвестиционный фонд TPG Capital. Однако, как указывают в Standard & Poor's, покупка не всегда может спасти сеть от проблем: «Снижение операционных показателей компаний или ухудшение финансовой конъюнктуры могут привести к сокращению поддержки со стороны инвесторов и помешать компаниям рефинансировать значительный краткосрочный долг».

Дефицит ликвидности на фоне высокой потребности в финансовых средствах и необходимости обслуживать долги приводит к тому, что некоторые российские ритейлеры уже начали распродажу активов, чтобы погасить текущую задолженность. Один из самых ярких примеров – парфюмерно-косметическая сеть «Арбат Престиж», которая не заплатила по облигациям в июне и была вынуждена продавать магазины, чтобы не объявлять о дефолте.

Среди других компаний, использующих этот метод привлечения денежных средств, Fitch называет «Копейку», которая в июне заключила договор продажи части активов с возможностью последующего выкупа с Уралсибом, «АЛПИ», заключившую подобное соглашение со Сбербанком, и розничную аптечную сеть «36,6», которая продала принадлежавшую ей сеть клиник под брендом Европейского медицинского центра.

А в августе компания «Марта» (владелец супермаркетов «Гроссмарт») не смогла заплатить держателям облигаций, которые досрочно предъявили бумаги к погашению в рамках оферты. Владельцы ценных бумаг и другие кредиторы пытаются получить от «Марты» $500 млн, и компания продает свою сеть, чтобы не оказаться в положении банкрота.

«В сложившейся ситуации, инвесторы предпочитают реализовывать свои права на досрочное погашение облигаций, или в обмен на отказ от использования таких прав требуют более высокие процентные ставки: 15-16% в сравнении с имевшими место ранее 9-10%», — отмечает Fitch. Например, розничная сеть «Копейка» предлагала держателям облигаций отсрочить реализацию оферты на 12 месяцев, обещая увеличить стоимость погашения облигаций по новой оферте до 104% от номинала. Тем не менее, 20 августа инвесторы предъявили к досрочному погашению три четверти от объема облигаций по стоимости 99% от номинала.

Standard & Poor's отмечает, что недавняя серия дефолтов является «ярким напоминанием о рисках, существующих в секторе». Тем не менее, Fitch считает, что российские торговые сети имеют высокий потенциал роста. Катализаторы ритейла — высокие темпы роста потребления, относительно низкий уровень концентрации торговых точек и по-прежнему незначительный розничный товарооборот на душу населения по сравнению со странами с развитой экономикой.

Крупнейшие западные игроки — Metro Cash & Carry, Real, Media Markt (Metro AG), Auchan, Wal-Mart, Carrefour спешат застолбить место в России – финансовая и технологическая мощь страхует их от проблем, от которых страдают местные ритейлеры. При этом крупнейшие российские компании — X5 Retail Group, Магнит и М-Видео — пока еще оказывают успешное сопротивление иностранным ритейлерам, которые контролируют в России крайне незначительные доли рынка, отмечают аналитики.

Андрей Михайлов, РОСБАЛТ