Казахстан для российских производителей и поставщиков посуды сегодня является одним из главных экспортных направлений. Экономика этой страны и уровень жизни людей сопоставимы с российскими, менталитет покупателей понятен и во многом уходит корнями к советской модели потребления. Население Казахстана по последним данным составляет порядка 18 млн. человек и из стран бывшего СССР большим числом жителей могут похвастаться только Украина и Узбекистан. Также огромное значение имеет то, что экономики России и Казахстана объединены в общее таможенное пространство в рамках ЕАЭС - перемещение товаров через границу упрощено и не облагается таможенными пошлинами.
Номинальный средний доход в Казахстане на апрель 2018 года составляет около 84 тыс. тенге (около 15,7 тыс. рублей), ВВП на душу населения по паритету покупательской способности/номиналу - 26 252 / 7 453 долларов США ((в России для сравнения 27834 по ППС и 10 608 по номиналу). Экономика Казахстана развивается достаточно автономно, но, также как и российская, зависит от динамики цен на энергоносители. Курс рубля к тенге сильно просел в конце 2014 и 2015 годах, в последующие годы ситуации стабилизировалась.
Казахстан, как страна, находящаяся на стыке Европы и Азии, имеет свои отличия. В ней проживает достаточно весомая доля сельского населения (42,6%). Здесь в порядке вещей большие семьи: 28% домохозяйств состоят из пяти и более членов. Казахстан – страна мультикультурная, что отражается на кулинарных предпочтениях людей. Есть своя традиционная казахская кухня, также здесь готовят и блюда европейской, кавказской и русской кухни. Символом традиционной казахской кухни являются казан и мантоварка, но также здесь повсеместно используются и обычная посуда: сковороды, кастрюли, сотейники и т.д., в том числе и больших размеров, учитывая значительное количество больших семей и застольные традиции. Также популярна посуда и аксессуары для приготовления на открытом воздухе.
Большая часть посуды, продаваемой в Казахстане импортируется из Китая (с этой страной у Казахстана есть общая граница и отлаженная логистика), но и российская кухонная посуда имеет своих покупателей. В премиальном сегменте представлена продукция европейских марок.
Большинство производителей металлической посуды из России имеют партнеров в Казахстане, также определенная часть продукции поставляется российскими дистрибьюторами. В Казахстане работают многие российские компании, специализирующиеся на импорте, но они, главным образом, имеют в этой стране свои обособленные представительства и завозят продукцию непосредственно в Казахстан, минуя Россию.
Рынок Казахстана вызывает у российских компаний значительный интерес. Например, в недавно прошедшей выставке Central Asia Housewares из 20 участников 16 представляли Россию.
Наибольших успехов в Казахстане пока добились российские производители и поставщики эмалированной посуды. По итогам 2017 года объем поставок по данной товарной группе составил 9,8 млн. долларов США. Динамика экспорта эмальпосуды на протяжении последних трех лет выглядит как стабильная – колебания объемом не превышали 2%.
На втором месте – экспорт посуды из штампованного алюминия. В 2017 году его объем превысил 7,7млн. долларов США, при этом по сравнению с 2016 годом он вырос на 19%. Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что основную долю алюминиевой продукции составляют мантоварки. Как уже отмечалось, данный тип посуды очень популярен в Казахстане, а конкурентов у российских производителей алюминиевых мантоварок фактически нет.
Далее по объему экспорта идет посуда из литого алюминия. Объем поставок в 2017 году вырос по сравнению с предыдущим периодом на впечатляющие 27% и составил 4,6 млн. долларов США. Помимо традиционных литых алюминиевых казанов в Казахстане продается и обычная посуда: сковороды, кастрюли, сотейники, в том числе и с антипригарным покрытием.
Экспорт посуды из нержавеющей стали в Казахстан по итогам 2017 года составил 2,2 млн. долларов США. Рост по сравнению с 2017 составил 27%. Это относительно неплохо, учитывая то, что в России производство посуды из нержавеющей стали переживает свои сложности.
Объемы поставок чугунной посуды совсем незначительны – 258 тыс. долларов США. Но и здесь есть позитивная динамика – 44% роста по сравнению с 2016 годом. Чугунная посуда всегда была достаточно узким сегментом, где у России давно нет нормальных мощностей и есть сильные конкуренты из Украины, Китая и Турции, тем не менее поставки в Казахстан все равно идут.
Ближайшие перспективы экспорта металлической посуды в Казахстан кажутся неплохими. Емкость рынка этой посуды этой страны постепенно увеличивается, так как и население, и экономика этой страны растут уже достаточно продолжительный период времени. Если не произойдет каких-то политических событий, позитивная динамика в торговле металлической посудой с Казахстаном должна сохраниться. Объективно посуда из Китая с каждым годом становится дороже, а российские производители в большинстве своем в последние годы существенно прибавили как в технологиях, так и в умении продвигать свою продукцию на экспорт.