Завершение осенне-зимнего сезона на рынке посуде проходит тревожно. Основные причины - сложная ситуация с коронавирусом Covid-19, сопровождающаяся ограничительными мерами со стороны властей разных государств, и «внезапно» упавшие цены на нефть, традиционно потянувшие за собой российский рубль. С начала нулевых это уже третий масштабный кризис, обещающий неприятности всем, включая игроков рынка посуды и товаров для дома.
Наблюдаемый кризис 2020 года по своим «вводным» существенно отличается и от падения экономики в 2008 году, и от последствий известных политических событий 2014 года.
Одно из главных отличий – потребители к нему подошли в не самом хорошем состоянии: после 2014 года темпы восстановления экономики были символическими. Все эти годы население России в большинстве своем теряло «жирок», пользуясь термином нашего президента, и все больше среднестатистических домашних хозяйств вынуждены экономить на текущих тратах.
Другое важное отличие – кризисные явления наблюдаются по всему миру: масштабные явления наблюдаются и в крупных экономиках вроде Китая, и в Европы и в США, что тоже неизбежно усилит внутренние проблемы нашей небольшой, и по-прежнему избыточно заточенной на экспорт ресурсов, экономики.
Масштабные неприятности в этот раз стали происходить фактически к концу сезона высоких продаж. Это скорее плюс, так как у компаний, работающих на рынке посуды, была возможность полноценно провести сезон. Хотелось бы надеяться, что падение рубля подстегнет потребительский спрос в марте, но пока визуально какого-то покупательского ажиотажа, как это было в декабре 2014 года, не наблюдается. Цены никто поднимать не торопится, торговля идет в текущем режиме.
Прогнозируемые проблемы с отгрузками продукции из Китая дополнились аналогичными сложностями с Италией – из-за стремительного распространения вируса власти этой страны ввели карантин, что негативно сказывается на поставках и стоимости логистики. Но пока эти сложности критическими стать не должны – к началу весны, как правило, большинство импортеров имеют достаточно солидные остатки продукции, позволяющие относительно безболезненно пережить несколько месяцев «несезона» даже в условиях трудностей с получением новых партий товаров.
Снижение курса рубля и сложности с импортом, как обычно, будут на руку российским производителям. Для них это шансы на увеличение экспорта, и возможность немного «отъесть» долю рынка. Но и у них возможны сложности из-за удорожания импортного сырья и комплектующих, и, главным образом - из-за падения уровня жизни населения.
Колебания курса рубля представляются пока менее опасными по сравнению с пандемией COVID-19. Рубль падает далеко не в первый раз, и возможные сложности можно предугадать. А вот угроза тотального карантина и фактического паралича экономики, как это происходит в эти дни в Италии, с перспективой получить похожие проблемы в российских реалиях, выглядит довольно устрашающе.