26 июня текущего года Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (ЕАК) объявил о начале антидемпингового расследования в отношении алюминиевой посуды, производимой в Китае. Заявителями выступили крупнейшие заводы: «Алюминий Металлург Рус» (выпускает посуду «Калитва»), «Нева металл посуда» и «Сково», получившие также поддержку от Кукморского завода Металлопосуды и компании «ПоварЛюкс». Российские производители подозревают Китай в том, что он поставляет алюминиевую посуду по демпинговым ценам: в заявлении указывается, что демпинговая маржа (разница между стоимостью товара на внутреннем рынке и его экспортной ценой) составила 83,2%. Безотносительно к целесообразности введения импортных пошлин, данное заявление - хороший повод для того, чтобы посмотреть на то, как обстоит дело с производством алюминиевой посуды в России и Китае.
Если исходить из общих цифр, то ситуация на российском рынке алюминиевой посуды в последние годы складывалась достаточно благоприятно как для производителей, так и для импортеров. Несмотря на неважную экономическую ситуацию, рынок в рублевом выражении постоянно растет. Производство алюминиевой посуды – один из немногих сегментов, где отечественное производство развивается. Здесь можно отметить ввод новых производственных мощностей действующими игроками (например, «Нева металл посудой», «Кукморским заводом Металлопосуды», «Металлимпортом», и т.д.) так и появление новых предприятий (например, завода ООО «ЮЗТК» с брендом «Гардарика»). Импорт тоже растет, главным образом за счет масштабных акций лояльности в федеральных сетях, которые дают возможность покупателям приобрести вполне качественный товар по доступным ценам и расширяют аудиторию покупателей, вовлекая в нее людей, которые в отсутствии акций не планировали бы делать покупки посуды.
Развитие конкуренции имеет и обратную сторону. В отсутствии роста доходов российских граждан и производители, и импортеры, и ритейлеры вынуждены держать небольшую наценку и постоянно бороться с конкурентами, которые продавливают продукцию за счет более низкой цены. Начало антидемпингового расследования видится скорее попыткой крупнейших производителей снизить градус конкурентной борьбы, слегка «перекрыв кислород» импортерам.
Объективно сравнить стоимость алюминиевой посуды российского и китайского производства вполне можно на основе открытых данных таможенной статистики. За показатели, более-менее отражающие объективную стоимость, можно взять среднюю стоимость импортируемой из Китая продукции и экспортную стоимость отечественной посуды.
Так, в 2019 году статистическая стоимость импортной китайской посуды из штампованного алюминия составила $4,75 за кг, средняя экспортная стоимость российской алюминиевой штампованной посуды – $6,44 за кг. Средняя стоимость литой посуды производства Китая - $6,30 за кг, литая посуда российского производства поставлялась на экспорт в среднем за $5,41 кг.
К сожалению, таможенная статистика не позволяет дифференцировать алюминиевую посуду с покрытием и без покрытия – скорее всего именно данный фактор влияет на то, что экспортная цена российской литой посуды дешевле по сравнению с импортом из Китая.
В любом случае разница в стоимости не выглядит критичной. У китайских заводов есть свое существенное преимущество: производство в Китае локализовано на 100%. В Поднебесной расположены заводы всех крупнейших мировых производителей антипригарных покрытий, плюс есть и свои технологичные компании в этой области, например, Pfluon, который поставляет покрытия в том числе и в Европу и в Россию.
Китай является одним из лидеров в производстве фурнитуры для посуды, кроме того, посуда и комплектующие производятся на местном оборудовании, со всеми вытекающими приятными последствиями, вроде оперативного сервиса на языке клиента и возможностей кастомизации производственных линий под потребности производителей.
В России степень локализации заметно ниже. Алюминий у нас свой, но с остальными материалами и комплектующими есть сложности. Отечественные антипригарные покрытия есть, но пользуются очень ограниченной популярностью – большинство производителей предпочитают работать с покрытиями европейского, китайского и турецкого производства. Отечественная фурнитура широко используется в недорогих моделях, но возможности российских производителей далеко не покрывают потребности заводов ни по количеству, ни по дизайну и качеству, поэтому значительная часть ручек для сковород и кастрюль импортируется, в том числе и из Китая. С оборудованием для производства посуды у нас тоже все грустно, большей частью используется импортные станки и линии, не всегда есть возможность получать квалифицированную поддержку изготовителей данного оборудования, что удорожает стоимость его наладки, эксплуатации и ремонта.
Стоит отметить, что наличие собственных производителей материалов и комплектующих избавляет китайские заводы от необходимости платить с них импортные пошлины, как это делают наши производители, да и расходы на логистику внутри Китая явно ниже трансграничных перевозок.
Еще одно преимущество китайских заводов – работа на глобальном рынке. Данный фактор позволяет производить большие объемы, соответственно все материалы, комплектующие и логистика становятся дешевле.
Внутренние цены на посуду в Китае не выглядят такими, чтобы можно было заподозрить демпинг. На JD.com, например, сковорода из литого алюминия с антипригарным покрытием и индукционным дном Cooker King стоит 99 юаней – чуть больше 1000 рублей (https://item.jd.com/7058135.html#none). Самая дешевая сковорода НМП аналогичного диаметра на Озоне обойдется в 1360 рублей (https://www.ozon.ru/context/detail/id/168143269/), Kukmara – 1470 рублей (https://www.ozon.ru/product/skovoroda-kukmara-traditsiya-s-antiprigarnym...). Сковорода с крышкой из штампованного алюминия Supor (входит в SEB Group) стоит 99 юаней (https://item.jd.com/406927.html), самая доступная сковорода без крышки в официальном иннернет-магазине Tefal стоит 1 090 рублей (https://shop.tefal.ru/posuda/skovorody/klassicheskie-skovorody/skovoroda...). То есть, даже если брать товары, где определенно есть наценка за бренд, нет ощущения, что китайским потребителям алюминиевая посуда обходится дороже, чем российским.
Исходя из вышесказанного, со стороны кажется вполне естественным, что по себестоимости китайские производители могут выигрывать у российских - там просто более эффективные государство и экономика. Тем большего уважения вызывают наши предприниматели, которые вложили средства и силы в производство алюминиевой посуды и вполне на равных конкурируют с китайским импортом, обеспечивая потребителей качественной и доступной посудой. Может ли введение пошлин и искусственное снижение конкуренции помочь им сделать свою посуду еще качественнее и привлекательнее для потребителей - большой вопрос. Но у ЕАК могут быть свои данные и свои резоны.