Финансовый кризис, набирающий темпы в российской экономике, грозит серьезными последствиями потребительскому рынку. Для производителей и продавцов посуды негативные тенденции пока смягчаются традиционным сезонным повышением спроса, однако большинству предприятий все же придется пересматривать стратегии своего развития.
Сложившаяся в сентябре ситуация в банковской сфере может тяжело ударить по тем компаниям, которые активно используют заемные деньги для финансирования текущей деятельности. Уже сейчас наблюдается не только значительный рост стоимости банковских кредитов, но и усложнение процесса их получения. Также нужно отметить и рост стоимости факторинговых услуг, которые достаточно востребованы многими дистрибуторами, активно работающими с сетевым ритейлом. По мнению экспертов, банковский кризис будет носить затяжной и системный характер. Это означает, что как минимум в ближайший год - полтора игрокам рынка посуды нужно будет в значительной степени рассчитывать, прежде всего, на собственные силы. В этой связи возможно ужесточение условий по предоставлению товарного кредита как со стороны производителей, так и оптовиков.
Сокращение кредитных ресурсов грозит другим неприятным последствием – кризисом неплатежей. Не секрет, что проблема с несвоевременным погашением имеющейся задолженности, в силу специфики товара, всегда остро стояла перед большинством компаний, работающих на рынке посуды. В условиях же финансового кризиса эта проблема может принять угрожающие размеры.
Общее ухудшение экономической ситуации неизбежно скажется на потребительском спросе. Вряд ли можно ожидать его заметного сокращения, однако высока вероятность перераспределения спроса от товаров верхнего и среднего ценового сегмента в пользу более дешевой продукции. Такая тенденция уже отчетливо и достаточно давно наблюдается в странах Западной и Восточной Европы и в ближайшие месяцы может проявиться и на российском рынке. Также с уверенностью можно прогнозировать и сокращения "импульсивных" покупок. Коррекция спроса приведет к тому, что компаниям необходимо будет сделать непростой выбор - либо сохранять объемы продаж путем увеличения маркетинговых усилий, и соответственно, расходов, либо быть готовыми к уменьшению объемов продаж и сокращению прибыли.
В новых условиях большинство компаний столкнется с необходимостью предпринять дополнительные действия, чтобы остаться «на плаву». Так, например, наверняка придется отказаться от стратегии линейного роста (в том числе и за счет постоянного расширения ассортимента), которая была вполне оправдана в предыдущие годы благоприятной рыночной конъюнктуры, но в новой реальности может привести к неблагоприятным последствиям. Сегодня уже многие компании пересмотрели планы своего развития и отказались от новых капиталоемких проектов с высокими рисками. Повышенную актуальность приобретает проблема сокращения издержек. По сложившейся практике, в первую очередь сокращаются корпоративные расходы, также возможен пересмотр кадровой политики вплоть до сокращения персонала и сокращения выплат сотрудникам.
Одним из следствий финансового кризиса также может стать ускорение процесса вымывания с посудного рынка неэффективных компаний, который и в более благоприятных условиях проходил в достаточно активном режиме. Освобождающиеся ниши станут резервом роста для игроков, имеющих запас прочности. Из-за роста цен на продукцию отечественных производителей продолжится тенденция роста импорта посуды из-за рубежа.
Можно предположить, что самым явным образом последствия кризиса проявятся в начале следующего года, когда сезонное падение спроса может усугубить негативные экономические тенденции. У компаний, работающих на рынке посуды, есть достаточно времени для того, чтобы внести необходимые коррективы в текущую деятельность и накопить финансовые резервы в начавшийся осенне-зимний период.