Сегмент эмалированной посуды всегда привлекал внимание торговых компаний, работающих на посудном рынке. Российские покупатели традиционно тяготеют к данному виду продукции, что обеспечивает ей устойчивый спрос. Несмотря на доминирующее положение двух основных отечественных производителей - ООО "Северсталь-Эмаль" и ОАО "ЛМЗ", импортеры давно и успешно находят ниши, в которых продукция зарубежных производителей может конкурировать с отечественной. Данная статья посвящена краткому обзору рынка импортной эмалированной посуды.
По нашим данным, объем импорта эмалированной посуды по итогам 2007 года составил более 1 млрд. рублей (в ценах себестоимости, с учетом таможенных выплат, НДС, транспортных и иных расходов). Среди главных тенденций, которые проявились на этом сегменте рынка, можно отметить увеличение совокупного объема ввозимой продукции. Так, к примеру, по сравнению с первым полугодием 2007 года, в первом полугодии 2008 года в Россию было импортировано эмалированной посуды на 32% больше в денежном выражении без учета инфляции.
Большая часть импортной посуды поступает из Европы и Стран СНГ. Львиная доля импорта из Европы приходится на Сербию (производитель - Metalac), среди стран СНГ наилучшие позиции у Украины, в которой производство и эмалированной посуды и традиционные рынки сбыта сохранились с советских времен.
Третью позицию среди регионов занимает Юго-Восточная Азия, где доминируют китайские компании. Главным преимуществом эмалированной посуды, производимой в Китае, по-прежнему является ее низкая стоимость.
Уверенно заняла свою нишу продукция из Турции. Оригинальность внешнего оформления турецкой эмальпосуды обеспечила ей популярность у достаточно большого количества покупателей и вполне можно ожидать, что по итогам текущего года импортеры турецких марок упрочат свои позиции.
Эмалированная посуда ввозится в Россию под несколькими десятками торговых марок, большая часть которых принадлежит импортерам, а не производителям. Это обусловлено тем, что зачастую торговые марки используются для маскировки китайского происхождения посуды. Среди европейских наименований, в чьем происхождении сомневаться не приходится, можно отметить, помимо Metalac, менее известные: немецкую марку SILIT (хотя их продукцию с большой натяжкой можно отнести к сегменту "эмалированная посуда"), испанскую San Ignacio, латышскую Darba Spars, чешскую Belis.
Турецкая продукция представлена главным образом торговой маркой Interos (производитель - Avsar Enamel), а также GRANDEUR (производитель - Savasan Enamel) и Eternity (производитель - Guzelis Porcelain).
Китайская эмалированная посуда, как правило, производится под марками, зарегистрированными в Европе или России, среди них известные SANUSY, KUNZHEL, KAISER HOFF, BERGNER, SUPER KRISTAL. Cреди топовых позиций в общем объеме ввозимой продукции из Китая - контейнеры с пластиковыми крышками.
Эмалированная посуди из Японии практически вся идет под маркой Ejiry.
Страны СНГ представлены Украиной (три известных производителя из Новомосковска, Керчи и Запорожья) и Молдовой (Тираспольский завод металлоизделий).