Под лежачий камень вода не течет? Российские производители посуды готовы лоббировать свои интересы

Трудно перестать удивляться тому, как сложно и неэффективно устроено наше государство. Казалось бы, что может быть выгоднее для экономики, чем наличие развитого конкурентоспособного производства? Чем плохи заводы, дающие рабочие места, уплачивающие налоги и радующие покупателей местными товарами? На эти вопросы ответа нет. Российские власти который год пребывают в опьянении от нефтяных и газовых доходов и тратят миллиарды рублей на пиар-проекты вроде Сколково. Вряд ли можно спорить с тем, что государство сегодня скорее является барьером и потенциальной опасностью для развития бизнеса в сфере товарного производства, нежели заинтересованным в его развитии субъектом. Прошедшее заседание комитета производителей посуды при Деловой России, совместно организованное с Ассоциацией Производителей Посуды, стало тому подтверждением.

Львиная доля времени на заседании была посвящена проблемам производства в России. Может ли российское производство посуды успешно конкурировать с другими странами, если в России чрезмерно высокие и постоянно растущие энерготарифы? Как российским заводам конкурировать с китайскими, если в этой стране поддержка экспорта имеет системный характер и строится исходя из того, чтобы обеспечить китайской продукции заведомо лучшие условия при любых таможенных барьерах? Как можно модернизировать производственные мощности, если стоимость привлечения кредитных средств в России в разы выше, чем в том же Китае и Европе? На эти вопросы положительных ответов пока нет, и встает вопрос о том, что делать производителям в подобных условиях.

Деловая Россия не случайно стала местом сбора производителей посуды. У данной организации есть каналы коммуникации с властью, а следовательно, возможности влияния на принятие тех или иных решений. Созданная в этом году Ассоциация Производителей Посуды претендует на то, чтобы стать органом, который нужные решения будет подготавливать и озвучивать. От производителей же необходимо формулирование интересующих их проблем и финансирование Ассоциации.

Пока процесс организации совместной деятельности производителей посуды по лоббированию своих интересов находится пока в самой начальной стадии. На заседании отчетливо было видно, насколько специфичны условия и проблемы существования едва ли не каждого посудного производства в России. Разное сырье, разные технологии, разная конкурентная ситуация, разные масштабы бизнеса, разные поколения руководителей препятствуют тому, чтобы найти общие точки для совместной работы.

Кроме того, озвучиваемые проблемы вроде высоких энерготарифов, недостатка финансирования, отсутствия квалифицированных кадров и т.д. явно не являются специфичными для посудной отрасли и вряд ли могут быть решены в рамках работы Ассоциации. Откровенно говоря, для их решения нужна другая политическая система, которой пока не видно даже на горизонте. Локальные же интересы у заводов, производящих, например, посуду из фарфора и алюминия, слишком разные.

Данные факторы отражаются на составе Ассоциации, который прирастает пока очень медленными темпами. На прошедшем заседании к двум организациям, фактически создавшим Ассоциацию (ООО «ЗПИ «Альтернатива» и группа компаний «ИИС-посуда») присоединился питерский завод «Нева-Металл Посуда», также некоторые участники выразили намерение о вступлении («Ашинский металлургический завод», «Керамика Гжели», «Старь Глас», «Борисовская керамика», «Императорский фарфоровый завод», «Пашабахче»). Насколько намерение обернется реальным вступлением, покажет уже ближайшее время.

С учетом того, что членство в Ассоциации предполагает уплату взносов, неизбежен вопрос о том, какие конкретные проблемы способна решить Ассоциация, и какими преференциями будут пользоваться ее участники. Пока очевидного ответа на него не появится, будущее Ассоциации будет под вопросом.

Вместе с тем нельзя не признать, что проведение подобных мероприятий – очень позитивный шаг с точки зрения установления коммуникаций и обмена опытом между предприятиями, работающими в разных регионах и выпускающих разную продукцию. Круг обсуждаемых вопросов был достаточно широк. Поднимались такие острые темы, как безопасность посуды, технической регламентации производства посуды, взаимоотношений между производителями посуды и оптовыми компаниями и т.д.

Пожалуй, самой содержательной частью заседания стала его заключительная часть, когда возможность высказаться получили представители заводов-производителей посуды. Так, Маргарита Нечипорук (ОАО «Амет») отметила, что, несмотря на то, что производство посуды и столовых принадлежностей на ОАО «Амет» занимает всего 6-7% от общего объема продукции, выпускаемым предприятием, данное направление является для руководства завода достаточно важным. В производстве посуды сегодня заняты более 700 человек, преимущественно женщины. Маргарита рассказала о положительном опыте производителей столовых приборов, которым удалось добиться введения дополнительной таможенной пошлины на импорт данной продукции и о неудавшейся попытке решения другого ключевого вопроса – об отмене экспортных пошлин на сырье (нержавеющую сталь), для продавливания которого не хватило административных ресурсов.

Сергей Акентьев (ООО «Керамика Гжели») высказал мнение о том, что объединяться безусловно надо, и выразил надежду, что АПП не развалится. Г-н Акентьев рассказал о китайском опыте поддержки местных производителей и отметил, что предприятию есть что предложить другим производителям в качестве основы для совместной работы.

Дмитрий Зязин (ОАО «Старь-Гласс») заметил, что общие проблемы у производителей посуды есть, и решать их нужно совместно. Из наиболее острых была названа проблема поставок качественного сырья и упаковки, на которую с начала года цены выросли на 82%. Г-н Зязин заявил, что его предприятие, скорее всего, вступит в АПП, но подверг сомнению целесообразность взносов.

Константин Хлебников (ООО «Борисовская керамика») затронул тему о том, что экономический климат страны не идет на пользу производителям товаров народного потребления и это нужно принять как факт. Отвечая на вопрос, заданный в предыдущем выступлении, г-н Хлебников отметил, что АПП создана и ее нужно финансировать, чтобы люди в ней работали и решали те задачи, о которых говорилось.

Александр Гладышев (Императорский Фарфоровый Завод) положительно отнесся к членству в Ассоциации и посетовал, что прошлые попытки объединения фарфористов не увенчались успехом и заводы продолжают работать сами по себе. Среди приоритетных проблем г-н Гладышев назвал сложности с модернизацией производственных мощностей. Также было высказано предложение о совместных закупках, что, по мнению г-на Гладышева, позволило бы снизить себестоимость выпускаемой продукции на 10-15%. Среди других острых проблем, с которыми сталкивается ИФЗ, были отмечены отсутствие квалифицированных кадров и нерешенность вопроса об отраслевой принадлежности.

Ольга Иванова (ЗАО «Нева металл посуда») рассказала, что завод «Нева-Металл Посуда» подал заявление о вступлении в Ассоциацию и в качестве участника выразила желание видеть продвижение процесса и готовность принимать в нем самое активное участие. По словам г-жи Ивановой, мотивы вступления в АПП у «Невы-Металл Посуды» патриотические. «Мы не хотели бы, чтобы наши дети жили среди китайского населения. Россия на нефти существовать не может – нужно развивать промышленность», - прояснила свою позицию Ольга. Также было заявлено, что «Нева-Металл Посуда» выступает за принятие технических регламентов, которые бы обеспечивали безопасность посуды для потребителей.

Дамир Курбангалеев (Московское представительство Пашабахче Джам Санайн ве Тиджарет А.Ш.) позитивно оценил создание АПП и отметил актуальные для предприятия вопросы – поддержка экспортеров, выплата НДС, субсидии на газ для производителей посуды.

Дудин Владимир (группа «Эликор») стал единственным из выступавших, кто негативно оценил работу Ассоциации. По его словам, у группы «Эликор» есть опыт участия в работе аналогичной общественной организации производителей и поставщиков бытовой техники и присутствие оптовых компаний является необходимым условием того, что Ассоциация не превратится в лоббистскую организацию, которая не будет учитывать интересы рынка и покупателей. «Сегодня же сложилось ощущение, что отрасль создана сама для себя. Все что-то хотят, но никто не думает о потребителях», - заметил г-н Дудин.

© posudka.ru

Update

Официальный релиз АПП по итогам заседания

План мероприятий по реализации Стратегии развития посудной отрасли