Медленно, но верно российский рынок посуды усваивает законы, по которым развивается посудный сегмент в развитых странах Европы, Азии и Америки. В этой связи все чаще в среде руководителей и специалистов российских посудных компаний всплывают вопросы, связанные с дизайном. Это неудивительно, ведь в современном мире без оригинального и качественного дизайна практически невозможно выйти со своей продукцией на экспорт, да и на внутреннем рынке компаниям, не уделяющим дизайну достаточного внимания, приходится испытывать некоторые трудности, часто пока еще неосознаваемые. И на специализированных выставках, и на полках магазинов и выставочных залов, российской посуде приходится находиться рядом с аналогичной продукцией зарубежных (чаще всего европейских) марок, и низкий уровень дизайна становится одним из барьеров, ограничивающих ее конкурентоспособность.
Причем ситуация примерно одинакова сложна и для производителей, и для импортеров. Уровень массовой продукции, производимой российскими предпринимателями в Китае, в очень редких случаях с точки зрения дизайна можно считать хотя бы удовлетворительным, а практика моментального копирования всех более-менее интересных образцов приводит к тому, что продукция многих марок отличается лишь логотипами.
Все успешные с точки зрения международного успеха компании вынуждены уделять дизайну не меньше внимания, чем качеству и технологиям, потому что это один из немногих способов создать продукт с более высокой добавленной стоимостью. Конечно, в дешевом сегменте дизайн не актуален по определению, но уже в среднем сегменте он становится одним из основных конкурентных преимуществ. В премиум-сегменте без дизайна сегодня и вовсе не обойтись, какими бы качественными характеристиками не обладала продукция.
Со стороны российских потребителей интерес к эстетическим и функциональным характеристикам посуды развивается в той мере, в какой идет смещение спроса от дешевой и плохой посуды к более дорогой и качественной. В этом смысле можно провести аналогию с пирамидой человеческих потребностей – сначала людям нужна просто посуда для того, чтобы готовить и с чего есть, потом им хочется более качественной и долговечной посуды и затем они начинают ценить посуду с дополнительными функциональными свойствами и с эстетической ценностью. Отношение российских покупателей к дизайну в таких сегментах, как автомобили и электроника, является показательным примером того, как быстро могут происходить изменения в предпочтениях потребителей.
В этой связи для многих компаний и возникает проблема разработки дизайнерской продукции. Этот вопрос далеко не ограничивается только поиском дизайнеров, а требует создания отлаженного механизма по разработке, внедрению в производство и юридической защите дизайнерских изделий.
В России традиции промышленного дизайна практически отсутствуют. У нас много талантов, но мало хороших учебных заведений, а в отсутствии спроса со стороны российских предприятий большинство наших дизайнеров быстро оказываются за рубежом. Но при современном развитии коммуникаций искать российского дизайнера совершенно необязательно. Мир дизайна давно потерял границы и в нем, как и в других передовых отраслях, постоянно идет обмен информацией, людьми и идеями между самыми разными странами.
Поиск дизайнера можно начать с самых разных сторон. Один из самых простых способов - найти уже разработанный продукт, который бы удовлетворял маркетинговым задачам и возможностям производства. Многие дизайнеры и дизайнерские студии имеют уже разработанные образцы, для производства которых они ищут производителей. По этой схеме производителям и импортерам не нужно заботиться о защите авторских прав (такие изделия уже запатентованы), а сроки вывода продукции на рынок значительно сокращаются. Для подписания договора обычно достаточно договориться с авторами о размерах и условиях выплаты роялти.
Другой подход заключается в поиске дизайнера или дизайнерской студии для разработки изделий под индивидуальные запросы производителей или владельцев торговых марок. Часто имена дизайнеров настолько известны, что сами по себе несут огромную маркетинговую ценность и гарантируют интерес к создаваемой им продукции. Сотрудничество Карима Рашида с сербским заводом Metalac, Matteo Thun’a с TVS, Zwilling J.A. Hekels и др., Карла Лагерфельда с Orrefors – наиболее характерные примеры успешного сотрудничества производителей с дизайнерами с мировым именем. Естественно, что чем известнее дизайнер, тем дороже будут стоить его услуги. Известных дизайнеров в мире довольно много, и первую информацию о них можно получить, изучая списки победителей дизайнерских премий (red dot, Design Plus, Design Preis и т.д.) а также из специализированных СМИ и блогов, которые освещают события, происходящие в мире промышленного дизайна (www.yankodesign.com, www.designboom.com, www.curvelive.com и т.д.).
Менее затратный вариант – это поиск молодых дизайнеров. В мире работает много университетов, институтов и школ, каждый год выпускающих сотни первоклассных специалистов. И их количество, в общем, превышает потребности рынка, поэтому есть хорошие шансы за относительно небольшие деньги найти дизайнера достаточно высокого уровня. Молодых дизайнеров проще всего искать на специализированных выставках. Например, Ambiente каждый год организует экспозицию Talents, куда приезжают молодые специалисты из Европы. На Тайване ежегодно проводится выставка молодых дизайнеров YODEX, на которую приезжают молодые профессионалы из Азии. В Британии выпускники специализированных учебных заведений собираются на выставке New Designers.
Также ежегодно проходят десятки разных конкурсов для молодых дизайнеров, из которых также можно почерпнуть массу полезных контактов. Искать нужных специалистов можно и через профессиональные сайты и социальные сети (даже на российском free-lance.ru свои услуги в промышленном дизайне предлагают более сотни специалистов), и через специализированные учебные заведения.
Ценность качественного дизайна определяется его уникальностью, поэтому все промышленные образцы нужно обязательно защищать патентами и постоянно проводить мониторинг рынка, чтобы вовремя привлечь нерадивых конкурентов за незаконное копирование.