Италию называют Меккой европейского дизайна. На протяжении уже более полувека итальянский дизайн по праву считается эталонным. Итальянский стиль в автомобилях, мебели, одежде, посуде отличается элегантностью, оригинальностью, совершенством. Во многом благодаря этому российские потребители, ценящие красивые вещи, к итальянскому дизайну всегда были особенно неравнодушны. Посуда в данном случае не является исключением - для импортеров Италия всегда была одним из основных направлений, а поставщики посуды из Китая, зная любовь россиян к итальянском дизайну, нередко указывают на свой продукции «Styled in Italy».
Итальянский дизайн в своем современном виде зародился в послевоенные годы в эпоху возрождения разрушенной промышленности и за короткое время стал настоящим брендом. Уже к середине 50-х итальянский дизайн прижился по обе стороны Атлантики, а в 60-х итальянские дизайнеры на серии выставок произвели фурор, благодаря чему об итальянском направлении заговорили как о самом влиятельном. В 80-х годах роль дизайна в маркетинге и рекламе многократно возросла, он стал фактором, формирующим личный стиль потребителей. Позиции итальянского дизайна благодаря этому еще больше укрепились.
Секретом успеха итальянского дизайна всегда была его непредсказуемость. В отличие от скандинавов, которым свойственны уважение к традициям и возвращение к одним и тем же темам на всем протяжении всего своего творчества, итальянские дизайнеры предпочитают новаторство, эксперименты и постоянно находятся в поиске абсолютно новых идей, с легкостью меняя стили и направления. Имея богатую культурную традицию, начинающуюся с античности, современный итальянский дизайн, тем не менее, скорее склонен к перманентной творческой революции, отвергающей старые формы.
Одна из главных характерных особенностей итальянского дизайна - высшая степень его эмоциональности, вообще свойственная южным народам. Объекты и предметы, произведенные итальянскими дизайнерами, отличает гуманистичность, нередко в них можно увидеть иронию, двусмысленность, каприз, личное отношение художника к миру.
Результатами творчества итальянских дизайнеров, как правило, становятся радикальные яркие и оригинальные вещи. Тем не менее они всегда функциональны. Комфорту и удобству в использовании итальянские дизайнеры уделяют не меньше внимания, нежели эстетической составляющей.
Как правило, все самые современные дизайнерские новинки итальянские производители посуды стараются представить на одной из самых интересных отраслевых выставок – Macef¸ которая проводится в Милане дважды в году (ближайшее мероприятие состоится с 4 по 7 сентября текущего года). Данная выставка проводится с 1964 года и именно на ней итальянский дизайн проявляется во всем своем многообразии. Хотя и на других центральных европейских выставках, Ambiente во Франкфурте и Maison & Objet в Париже, итальянские дизайнеры играют ведущие роли.
Приступая к обзору итальянских марок посуды, следует заметить, что очень сложно из большого количества компаний выбрать наиболее заметные с точки зрения дизайна. Практически любой итальянский производитель посуды всегда очень внимательно относится к дизайну и в его ассортименте можно найти какие-то уникальные линии, ставшие объектом подражания для конкурентов.
Пожалуй, самым известным итальянский брендом в сегменте посуды является Alessi. В том числе и благодаря своей универсальности – посуда является далеко не единственным направлением – компания также выпускает часы, текстиль, электрические кухонные принадлежности и т.д. По словам ее главы, Alberto Alessi, сегодня компания стремится к тому, чтобы помочь своим потребителям улучшить их взаимоотношение с внешним миром посредством предметов, создаваемых Alessi. Ключевые конкурентные преимущества данного бренда типичны для итальянского дизайна - инновации и эксперимент, позволяющие формировать модные тенденции, а не следовать им.
TVS является одним из законодателей мод в сегменте алюминиевой посуды с антипригарным покрытием. Компания делает упор на развитие инновационных технологий, частую смену дизайнерских коллекций, качественный сервис и активную работу с конечными потребителями. Среди большого ассортимента коллекций есть и немало образцов высшего дизайнерского искусства. Например, обладатель премии Designpreis за 2007 год линия литой посуды Archerun.
Достойный конкурент TVS, компания Ballarini также специализируется в сегменте алюминиевой антипригарной посуды. В этом году Ballarini отмечает свое 120-летие. Представляя собой типичный итальянский образец семейного бизнеса, Ballarini очень трепетно относится к итальянским традициям, по-новому переосмысливая культурное наследие. Что, впрочем, не мешает ей быть передовой компанией, как с точки зрения применяемых технологий, так и с точки зрения неповторимого дизайна. Одна из крайне удачных находок – линия «Il Rame», изделия которой выполнены из меди в сочетании с алюминием и антипригарным покрытием.
Еще один крупный концерн, Bialetti Industrie, известен в России прежде всего своей одноименной антипригарной посудой и гейзерными кофеварками. О последних стоит упомянуть отдельно. Италия, как известно, страна, где помимо всего еще и понимают толк в хорошем кофе. И Bialetti предлагает широчайший выбор кофеварок на любой вкус из алюминия и нержавеющей стали, каждая из которых кажется произведением искусства. Дизайнеры не устают удивлять покупателей сочетанием удивительных форм, изящных линий, глубоким чувством юмора и удивительной функциональностью.
Одним из мировых авторитетов в дизайне посуды из стекла является компания Luigi Bormioli. Ее девиз «Улучшать качество жизни», несмотря на свою простоту, во многом отражает философский подход итальянских дизайнеров к смыслу своего творчества. Высшим проявлением дизайнерского и технологического совершенства компании стала коллекция профессионального стекла ACCADEMIA LUIGI BORMIOLI. Пять главных характеристик продукции – дизайн, прозрачность, прочность, функциональность и качество стали результатом применения суперсовременных технологий и смелого творческого подхода к созданию стильных и элегантных изделий.
Специализацией RCR Cristalleria Italiana (находится в Тускане) является сегмент изделий из хрусталя. Компания имеет 15% от мирового объема данного рынка. Дизайн является ключевым конкурентным преимуществом компании. Имея свой собственный центр дизайна и корпоративной культуры, который дает разрешение на выпуск каждой единицы ассортимента, изделия также проходят экспертизу и других известных дизайнеров. Продукция RCR достаточно популярна в России, где к хрусталю всегда было трепетное отношение.
Fratelli Guzzini производит большую часть посуды из пластика или с применением пластика. Компания одной из первых начала смело сочетать такие традиционные материалы, как сталь, фарфор и стекло с пластиком. Подобный технологический подход дает дизайнерам обильный материал для творческих экспериментов. Продукцию Fratelli Guzzini отличают яркие цвета, смелые формы, жизнерадостный стиль, качество и функциональность. Оригинальность дизайнерских идей Fratelli Guzzini была отмечена самыми престижными дизайнерских премиями – red dot, Design Plus и другими.