Обзор российского экспорта металлической посуды

Российский рынок посуды, как и рынки многих других потребительских товаров, в значительной степени импортоориентирован. Наши производители хотя и выдерживают конкуренцию на внутреннем рынке, но во многом благодаря лишь существующим таможенным барьерам в отношении ввозимой посуды, столовых и кухонных аксессуаров. Не удивительно, что встретить российскую посуду на полках магазинов за рубежом также удается не так уж часто. Тем не менее, некоторые российские заводы дают примеры достаточно удачного проникновения на рынки других стран, прежде всего тех, которые были частью Советского Союза. Данный обзор посвящен состоянию российского экспорта металлической посуды в 2008 – 2009 годах.

Традиционно в сегмент металлической кухонной посуды включают посуду из следующих материалов: нержавеющей стали, чугуна, меди, штампованного и литого алюминия и эмалированной стали. Посуда из драгоценных металлов и их сплавов на кухне практически не используется. Несмотря на то, что в нашей стране есть предприятия, занимающиеся производством посуды из нержавеющей стали, чугуна и меди, экспорт их продукции слишком незначителен и вряд ли заслуживает внимания. Более 99% экспорта металлической посуды приходится на стальную эмалированную и алюминиевую посуду.

Россия является одним из ведущих мировых производителей стальной эмалированной посуды, что объясняется ее огромной популярностью на внутреннем рынке. Демократичная стоимость, относительно неплохое качество, хорошие эксплуатационные свойства и привычный дизайн российской эмалированной посуды позволяют ей пользоваться популярностью и в других странах. В 2008 году объем ее экспорта составил порядка 4,9 тыс. тонн. Ведущими странами-импортерами эмалированной посуды из России стали Казахстан (28,5% от общего объема экспорта), Азербайджан (13%) и Украина (11%). Небольшая часть экспорта попала и в страны Евросоюза. Помимо прибалтийских республик - Литвы, Латвии и Эстонии - российскую эмалированную посуду покупают в достаточно больших объемах в таких странах, как Болгария и Польша.

Кризис не сказался заметно на экспорте российской эмалированной посуды. Его объем в натуральном выражении в 2009 году вырос незначительно, всего на 3%, и составил 5,03 тыс. тонн. В стоимостном выражении из-за снижения курса рубля по отношению к доллару стоимость экспорта снизилась на 11% - с 21 млн. долларов до 18,3 млн. долларов. Разница, с которой страны бывшего СССР переживают кризис, сказалась и на географии экспорта эмалированной посуды. В связи с значительно большим по сравнению с Россией снижением курса национальной валюты и наличием собственных производителей эмалированной посуды, в два раза снизился объем поставок в Украину. Экспорт же посуды в Казахстан и Азербайджан, напротив, вырос, на 40 и 30 процентов соответственно. Несмотря на, казалось бы, благоприятные в 2009 году условия для поставок в страны Евросоюза, объем экспорта по данному направлению значительно снизился. Скорее всего, сказалось общее значительное падение уровня доходов населения и в Прибалтике, и в Польше и Болгарии.

И в 2008, и в 2009 году наибольшей популярностью за рубежом пользовалась посуда наших заводов-лидеров – Северсталь-Эмали (нынешняя СтальЭмаль) и Лысьвенского металлургического завода.

Российская посуда из алюминия также остается актуальной для покупателей из стран бывшего СССР. В 2008 году объем ее экспорта составил 2,2 тыс. тонн. Большая часть экспорта – 81% - пришлась на посуду из штампованного алюминия. Крупнейшей странами-покупателями посуды из алюминия в 2008 году был Казахстан и Украина, с долей от общего объема экспорта в 45 и 36 процентов соответственно.

В 2009 году объем экспорта посуды из алюминия в натуральном выражении остался прежним, зато изменилась его структура. Доля штампованной посуды сократилась, а литой – выросла (73 и 27 процентов соответственно). Страны-лидеры по импорту российской посуды из алюминия остались прежними – Казахстан и Украина – однако доля первой выросла до 54%, а второй, напротив, сократилась – до 24%.

В тройку лидеров по объемам поставок их продукции за рубеж в 2009 году, входят такие компании, как «Завод «Демидовский» (Сково), Завод «Калитва» и «Кукморский завод металлопосуды».

С начала 2010 года в международных отношениях произошел ряд существенных событий, которые в будущем могут сказаться, в том числе, и на экспорте российской металлической кухонной посуды. Однако в стратегической перспективе экспортные возможности наших заводов будут зависеть от того, насколько им удастся удастся сохранить или увеличить конкурентоспособность своей продукции по сравнению с евпропейскими и азиатскими аналогами.

© posudka.ru