Свет в конце туннеля. Оборот розничной торговли в мае вырос на 5,1%

По данным Федеральной службы государственной статистики, оборот розничной торговли в мае 2010г. составил 1312,1 млрд.рублей, что в товарной массе составляет 105,1% к соответствующему периоду предыдущего года, в январе-мае 2010г. - 6204,0 млрд.рублей и 102,9%.

В мае 2010г. оборот розничной торговли на 87,6% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 12,4% (в мае 2009г. - соответственно 86,7% и 13,3%).

Розничные торговые сети в мае нынешнего года формировали в среднем по Российской Федерации 30,1% оборота розничной торговли торгующих организаций (в мае 2009г. - 29,2%), или 15,7% общего объема оборота розничной торговли (15,0%).

В обороте розничной торговли торговых сетей удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, как и в мае 2009г., составил 60,7%, непродовольственных товаров - 39,3%.

В 35 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в обороте розничной торговли торгующих организаций превышала среднероссийский уровень. В то же время, в 10 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в мае 2010г. обеспечивали менее 10% оборота розничной торговли торгующих организаций. Аналогичный показатель по Москве составил 20,5%, Санкт-Петербургу - 55,4%.

В мае 2010г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 48,9%, непродовольственных товаров - 51,1% (в мае 2009г. - 49,4% и 50,6% соответственно).

Индекс предпринимательской уверенности*, характеризующий деловой климат в розничной торговле, во II квартале 2010г., как и в I квартале 2010г., имел положительное значение и составил 8%, во II квартале 2009г. - (2%).

*Индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое "балансов" оценок изменения экономического положения в текущем квартале и ожидаемых изменений в следующем квартале, а также фактического уровня складских запасов (последний - с обратным знаком), в процентах.

Максимальное значение индекса предпринимательской уверенности во II квартале 2010г. было зарегистрировано в специализированных организациях розничной торговли, занимающихся продажей изделий из меха, чулочно-носочных изделий (33,3%), автотранспортных средств (24,2%), пищевых масел и жиров (22,2%). Самые низкие значения индекса предпринимательской уверенности были зафиксированы в организациях, осуществляющих торговлю чаем, кофе, какао (-11,1%), нательным бельем (-5,6%), компьютерами, программным обеспечением и периферийными устройствами (-4,3%).

В качестве основных факторов, ограничивающих деятельность организаций розничной торговли во II квартале 2010г., опрошенные предприниматели назвали высокую конкуренцию со стороны других организаций розничной торговли (65% от общего числа респондентов), недостаточный платежеспособный спрос населения (55%), высокий уровень налогов (41%), недостаток финансовых средств (39%), высокую арендную плату (29% респондентов).

Более половины опрошенных предпринимателей считают, что в III квартале 2010г. экономическая ситуация в розничной торговле не изменится. Вместе с тем баланс прогнозных оценок изменения экономической ситуации на III квартал 2010г. составил +16%, что выше баланса прогнозных оценок на III квартал 2009г. на 7 процентных пунктов (для сравнения баланс прогнозных оценок на II квартал 2010г. составлял +14%).

В ближайшие три месяца примерно треть опрошенных руководителей торговых организаций собирается увеличить оборот розничной торговли и объем продаж в натуральном выражении, четверть предпринимателей - заказы на поставку и ассортимент товаров. Одновременно каждый четвертый предприниматель ожидает увеличения прибыли, чуть меньше половины опрошенных руководителей - дальнейшего роста цен на товары, при этом 7% из них планируют повысить уровень торговой наценки. Во II квартале 2010г. уровень торговой наценки, как и во II квартале 2009г., составил 27%.

Источник - http://www.gks.ru/