"Мы стараемся адаптироваться под требования того или иного рынка". Интервью с Александром Сучковым, зам. директора по маркетингу и сбыту Стеклозавода "Неман"

Среди производителей посуды на территории бывшего Советского Союза ОАО "Стеклозавод "Неман" выделяется своей динамичностью. Компания постоянно дает множество информационных поводов говорить о себе: покупается новое оборудование, вводятся в ассортимент новые линии, развивается собственная розничная сеть магазинов. Довольно активную деятельность завод ведет и по продвижению своей продукции за пределы Белоруссии. Продукцию с узнаваемым синим логотипом "Неман" можно встретить на многих выставках, включая крупнейшую в России посудную выставку "HouseHold Expo" или крупнейшую в Европе франкфуртскую Ambiente. Именно на Ambiente и состоялся наш разговор с Александром Сучковым, заместителем директора по маркетингу и сбыту Стеклозавода "Неман" о том, какие процессы происходят на посудном рынке и как на них реагирует завод.

Александр Викторович, как ощущения от выставки, как складывается общая ситуация на рынке стекла и хрусталя?

Выставка для нас складывается удачно, скучать не приходится. Во второй день было очень много людей, третий пока складывается спокойнее. Есть ощущение, что рынок начинает понемногу просыпаться. Мы провели анализ по нашим покупателям и сравнили результаты января нынешнего года и января 2011 года и видим что прирост есть, хотя и не большой, в пределах 5-8%. Хотя январь, конечно, месяц не самый показательный, потому что Россия полмесяца фактически не работает. К сожалению, это выбивает из колеи. Российский рынок потребляет 52% продукции, которую мы выпускаем. И новогодний спад достаточно болезненный для нас.

В общем же ситуация пока далека от идеальной. О кризисных явлениях сейчас особо никто не говорит, но они существуют. Если в докризисные времена мы безболезненно продавали в Россию продукции в пределах 1 млн. долларов ежемесячно, то после кризиса объемы уменьшились в полтора раза. Плюс у нашей продукции много конкурентов – нас поддавливают и китайские, и турецкие производители. Раньше у нас были очень сильные позиции в HoReCa, теперь же по ряду причин этот рынок для нас заметно сократился.

Как у «Немана» идут дела в Белоруссии?

В Белоруссии мы открыли 13 магазинов за два года. Развитие розницы является очень важным направлением для нас, и в этом году мы рассчитываем открыть еще несколько магазинов. Примерно 30% рынка стекла в Белоруссии составляет наша продукция.

Какую продукцию на белорусском рынке можете выделить в качестве конкурирующей?

В недорогом сегменте это, конечно же, продукция таких предприятий, как «Опытный стекольный завод» и борский завод «Pasabahce». По хрусталю на рынке чувствуем присутствие Богемии. Также в Белоруссии есть еще “Борисовский хрустальный завод», но у нас немного разная продукция и разные производственные мощности, поэтому острой конкурентной борьбы между нашими предприятиями нет – каждый работает в своей ассортиментной нише.

Ваше предприятие известно тем, что вы не боитесь вкладывать деньги в обновление производства.

Да, не так давно мы запустили новую линию по производству бесцветного стекла механизированным способом производства на итальянском оборудовании «Oliotto» – делаем чайные и кофейные чашки, салатники, тарелки и другую продукцию из прессованного стекла. Также в конце прошлого года закупили немецкое оборудование по производству прессованных изделий из хрусталя и сейчас идет его обкатка. В следующем месяце должны прийти пресс-формы, заказанные нами в Турции, и мы надеемся начать уже выпуск продукции.

Дизайн делаете сами?

Дизайн в основном делаем сами. Сотрудничаем и с зарубежными производителями, но в любом случае наши художники делают доводку форм и адаптируют их под запросы тех основных рынков, на которых мы работаем. Странно, но на территории бывших республик СССР тот хрусталь, с теми узорами и формами, которые существовали еще двадцать лет назад, по-прежнему пользуется спросом. Европейские разделки, которые характеризуются свободным стилем с небольшим количеством нарезки на изделиях, у нас не прижились.

Выставки дают эффект?

От российских и украинских выставок эффект, по нашему мнению, не очень высок. В последнее время выставки являются скорее поводом показать, что ты живой и работаешь. Состав покупателей практически не меняется, рынок, к сожалению, не растет. Если говорить о российских покупателях, то нам затрудняет работу и то, что Таможенный союз все-таки не снял все барьеры между нашими странами. Уплата НДС по месту резидента часто затрудняет работу с небольшими покупателями, которые предпочитают работать с нашими представителями. Во многом из-за этого мы делегировали участие в российских выставках нашему основному партнеру – компании «Лида-регион».

Вы работаете с несколькими российскими партнерами, как складывается динамика у них?

По итогам 2010 года можно сказать, что динамика наметилась положительная. Особо хочется отметить компанию «Лида-регион», которая увеличила объем продаж в два раза. Мы начали работать не так давно, раньше эта компания специализировалась на другой белорусской продукции – сельскохозяйственной технике. Потом появилось желание продавать наше стекло и результаты не заставили себя ждать. За короткое время эта компания стала нашим приоритетным партнером в России. Немаловажным является то, что менеджеры данной компании имели раньше опыт работы с продукцией «Неман» и совсем недавно прошли еще дополнительное обучение. Все это способствует установлению очень тесных партнерских отношений. В этом году мы планируем создать совместную торгово-логистическую компанию со складом в России, что должно существенно облегчить нашу работу.

Очень хорошую динамику показывает другой наш партнер – компания «Безант-1», которая продвигает нашу продукцию в сети – «Ашан», «Метро», «Лента». Также можно отметить и наших давних партнеров – компании «Комплекс-Бар», «Мастергласс» и другие.

Если говорить о качестве продукции «Неман», с какими аналогами можно ее сравнить?

Мы выпускаем разную продукцию. Наша главная гордость - «гутное» стекло, как сувенирная, так и посудная группа. Если говорить о хрустале, то даже у серийной продукции качество очень высокое. В профессиональной среде можно услышать истории о том, что в целях экономии часто два китайских рабочих могут одновременно работать на одном алмазном круге. Естественно, это неудобно и сказывается на качестве. У нас такого по определению быть не может. Мы соблюдаем все нормы по безопасности и параметры ГОСТов к выпускаемой продукции и стремимся к тому, чтобы выпускать продукцию самого высокого качества. Помимо серийной продукции мы выпускаем и изделия, которые могут считаться произведением искусства – изделия с ручной высокохудожественной гравировкой алмазными инструментами. На нашем производстве работает уникальный мастер, единственный в Белоруссии, владеющий этим искусством.

На Ambiente широко обсуждается проблема подделок. Приходится ли вам сталкиваться с этим?

С проблемой подделок мы столкнулись на азербайджанском рынке. Для нас этот рынок был новый, на нем в основном традиционно работали наши конкуренты. К нам приехали представители торговой компании, имеющее хорошие позиции по хрусталю, мы сделали специальную коллекцию по их заявке, зашли на рынок и стали успешно продавать – два-три вагона в месяц. Спустя какое-то время столкнулись с такой же продукцией не из хрусталя, а из стекла, которая была упакована в похожую на нашу упаковку, с нашей маркировкой, естественно, по ценам во много раз ниже. Качество было никакое, и мы понесли определенные потери репутационного характера, ушли с этого рынка и сосредоточились на поставках изделий, которые подделать очень сложно. Но объем реализуемой продукции у нас уменьшился.

Какие планы на этот год?

Основная задача – увеличить наше присутствие на рынке хрусталя, как на территории бывших советских республик, так и на европейском и ближневосточном рынках. Если говорить о новинках, то у нас каждый месяц запускаются новые продукты. Сейчас у нас на потоке больше 3 тысяч наименований продукции. Мы стараемся адаптироваться под требования того или иного рынка. Так, например, мы поставляем нашу продукцию в Иран и для них делаем специально порядка 100 наименований.

Познакомиться с новинками продукции Стеклозавода "Неман" можно будет увидеть на ближайшей выставке "HouseHold Expo. Весна-2011", которая пройдет в Москве, в МВЦ "Крокус Экспо" с 5 по 8 апреля 2011 года на стенде компании "Лида-регион" (зале "Б" (зал №9), стенд В203).

© posudka.ru
Фото - neman.by