С 13 по 16 января в Москве прошла первая в этом году профессиональная выставка – «Консумэкспо-2009». Один из ключевых тематических разделов выставки – салон «Homеstyle» - практически на 90 процентов был представлен компаниями, работающими на рынке посуды. Несмотря на сложное финансовое положение, с которым сталкивается все большее число компаний, организаторам выставки удалось собрать максимальное в этих условиях количество участников, и практически все выставочные площади были заполнены. В очередной раз «Консумэкспо» удалось подтвердить и свой «международный» статус – около пятой части экспозиции занимали иностранные компании, главным образом из Китая и Италии.
Немного хуже обстояли дела с посетителями. По визуальным ощущениями, а также по словам сотрудников и участников выставки, количество посетителей было ощутимо ниже, чем в прошлом году. С другой стороны, все соглашались с тем, что экономические проблемы не могли не сказаться на трафике бизнес-покупателей, и в этих условиях результаты оказались не такими уж плохими, как можно было ожидать. Однако, если прогнозы экспертов о депрессивном сценарии развития экономической ситуации в 2009 году оправдаются, организаторам выставки на следующий год придется думать о дополнительных мерах привлечения как участников, так и посетителей.
Естественно, что самыми обсуждаемыми темами были проблемы выживания и развития в новых условиях. Ситуация на рынке посуды меняется достаточно динамично, порождая новые и новые вызовы. На фоне остающейся одной из самых больных тем – резкого роста дебиторской задолженности и нехватки оборотных средств, появляется новая угроза – резкое подорожание доллара и евро. Помимо импортеров, которые уже начали получать продукцию по новым ценам, могут пострадать также многие российские производители, которые закупают сырье и комплектующие по валютным контрактам.
Не прибавляет уверенности компаниям-поставщикам посуды и позиция крупнейших покупателей – сетевых ритейлеров. В новых условиях достаточно сложно оказывается корректировать цены на импортную продукцию, дорожающую с каждой поставкой. Жесткость сетей проявляется и в постоянно увеличивающихся аппетитах относительно бонусов и отсрочек платежа. В то же самое время, количество сетей, соблюдающих финансовые обязательства, постоянно сокращается. Как будут дальше складываться непростые отношения сетей с поставщиками - покажет время. Среди возможных вариантов развития ситуации, специалисты рынка посуды называют товарный дефицит, который может возникнуть уже в феврале-марте из-за резкого осеннего и зимнего сокращения, импортных закупок многими дистрибьюторами.
Несмотря на сложности, большинство компаний не теряет оптимизма и веры в свои силы эффективно работать в новых условиях. А некоторые даже надеются значительно укрепить свои позиции, справедливо полагая, что кризис – лучшее время для увеличения доли рынка. В первую очередь складывающаяся ситуация благоприятна для производителей посуды – стремительно дешевеющий рубль повышает конкурентоспособность отечественных товаров. Не случайно, что на этом фоне стенды российских заводов и их торговых партнеров пользовались повышенным вниманием посетителей. Вопрос только в том, сколько компаний-производителей сумеет воспользоваться новыми возможностями. Пока кризис бьет по ним ничуть не меньше, а может быть и больше, чем по другим участниками рынка. Перебои с финансированием в производственной отрасли ощущаются гораздо болезненнее.
Деловая атмосфера выставки была достаточно насыщенной. Участники и посетители активно обменивались информацией, вели переговоры, обсуждали новости рынка. Так, например, известие о смене собственника у ведущего российского производителя эмалированной посуды, завода «Северсталь-Эмаль», произвело эффект небольшой информационной бомбы, особенно в кругу непосредственных торговых партнеров предприятия. Также к неординарным событиям можно отнести введение компанией «Метрот» в свой ассортимент алюминиевой посуды с антипригарным покрытием Risoli. С учетом специфики опыта ключевых сотрудников отдела продаж, который они приобрели в прошлом, работая на заводе «Демидовский», компании «Метрот» вполне может быть по силам включиться в борьбу на очень насыщенном конкурентами рынке посуды с антипригарным покрытием.
Мнения участников и посетителей
Катерина Кравчено (компания «Никис», Минск) рассказала, что главное негативное последствие кризиса для компании - рост дебиторской задолженности со стороны покупателей, в то время как спрос на продукцию остается стабильным – предприятие работает на максимуме возможностей. По словам Катерины, «Никис» будет продолжать активную маркетинговую политику, среди ближайших планов – проведение нескольких крупных акций в российских сетях и участие в выставке во Франкфурте. Оценивая посещаемость нынешней выставки, Катерина отметила существенное снижение активности посетителей по сравнению с прошлым годом.
По словам Константина Мандрова (компания «Ассорти», Новосибирск), кризис ускорил процессы, происходившие на рынке и в более спокойные времена. По его прогнозу, неэффективные компании будут быстрее уходить с рынка, освобождая место для более успешных конкурентов. Комментируя итоги работы выставки, Константин Иванович сообщил, что «Консумэкспо-2009» стала первой выставкой федерального значения для его компании и интерес к выставленной продукции - теркам из нержавеющей стали Grater и особенно пластиковым контейнерам корейской торговой марки Xeonic - превзошел самые оптимистичные ожидания.
Сходное мнение относительно видения развития рыночной ситуации высказал и Алексей Копылов (компания «Безант-1», Москва). По его словам, в ближайшее время события будут развиваться по двум сценариям. Первый – это активизация процессов слияния и поглощения между игроками посудного рынка, второй – интенсивное вымирание компаний, оказавшихся неспособными к работе в новых условиях. Говоря об организации выставки, Алексей отметил, что компания «Безант-1» уже несколько лет не участвует в подобных мероприятиях из-за отсутствия положительного экономической эффекта. По его мнению, организаторам российских выставок следует с большей серьезностью относиться именно к организации интенсивного трафика клиентов, учитывая позитивный зарубежный опыт.
Елена Франчак (компания «Алко», Санкт-Петербург), рассказала, что одной из основных задач участия в выставке была демонстрация новой коллекции одного из основных брендов компании – “Regent Inox”, а также обсуждение перспектив работы с партнерами компании, как с покупателями, так и с поставщиками. Говоря о перспективах развития рынка в новых условиях, Елена отметила, что несмотря на имеющие сложности, компании «Алко» удается решать большинство возникающих проблем и смотреть в будущее с оптимизмом.
Юрий Григорьев (компания «Домашние мелочи», Москва) отметил, что одной из набирающих силу тенденций становится повышение интереса к дешевому ассортименту товаров. Юрий отметил, что в последнее время покупатели более активно реагируют на недорогую фарфоровую и керамическую продукцию, в то время как интерес к среднему сегменту снижается.
Несколько иного взгляда на вещи придерживается Ксения Миненкова (завод "Нева-Металл Посуда", Санкт-Петербург) По ее мнению, следует предполагать, что кризис в первую очередь повлияет на объем продаж посуды в нижнем ценовом сегменте, который снизится. "Люди, имеющие небольшой доход, - отметила Ксения, - будут вынуждены тратить деньги преимущественно на продукты питания. Такое мнение высказали сразу несколько клиентов завода "Нева-Металл Посуда". Доказательством сказанного было внимание, проявленное посетителями выставки к продукции предприятия, в том числе, к посуде из нержавеющей стали с антипригарным покрытием, относящейся к ценовой категории "выше среднего". Говоря о результатах самой выставки, Ксения пояснила, что для компании она давно стала скорее местом общения и встреч со своими постоянными клиентами, чем площадкой для поиска новых покупателей. А с этой точки зрения "Консумэкспо-2009" прошла вполне результативно и успешно.
По словам Олега Шаломанова (группа компаний "Спецторг"), посещаемость выставки, как и ожидалось, была меньше, чем ранее. Прежде всего, меньше было «регионалов» - компании в кризис явно решили сэкономить на командировочных расходах. С другой стороны на выставке было как никогда много праздно шатающихся физических лиц, массово собирающих для непонятно каких целей сувенирную продукцию. Так что у организаторов выставок в ближайшие годы будет много работы по привлечению целевого трафика и отсеиванию ненужного, иначе их бизнес рухнет.
"Спецторг из выставок пока выгоду извлекает, - отметил Олег. Связано это с тем, что выставка – прекрасный повод продемонстрировать новинки ассортимента, чем мы активно пользуемся. В частности мы анонсировали антипригарную посуду Specia и GreenPan. По большому счету, на всем российском рынке ничего принципиально нового со времен появления GreenPan не было, поэтому наш стенд пользовался повышенным вниманием посетителей и экспонентов".