Скандинавский регион уже более сотни лет является одним из главных источников дизайнерских идей. Его золотой век пришелся на 30е-70е гг. прошлого столетия, а сегодня он по-прежнему оказывает огромное влияние на развитие различных сегментов рынка домашней утвари. Ассоциируясь с качеством, практичностью и демократичностью, скандинавский дизайн имеет большое количество поклонников по всему миру. На российском рынке он получил известность и признание покупателей во многом благодаря массовой популярности шведского концерна IKEA, однако мы хотели бы рассказать и о других, не менее интересных марках. Прежде всего, конечно, о тех, под которыми выпускается посуда, столовые приборы, кухонные принадлежности
В формирование скандинавского дизайна как отдельного стилевого направления внесли свою лепту такие страны, как Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия и Исландия. Из-за многообразия и постоянной тяги скандинавских дизайнеров к поиску новых форм самовыражения жестко очертить рамки скандинавского дизайна достаточно сложно. Скорее речь может идти об особой философии и мироощущения дизайнеров. Постоянное улучшение качества жизни за счет усовершенствования предметов быта, поиск вдохновения в мире природы (которую, кстати, в североевропейских странах сумели сохранить практически в первозданном виде), стремление к индивидуальности - все это служит благодатной питательной почвой для появления ярких идей и личностей.
Социальное устройство в скандинавских странах, гарантирующее всем гражданам необходимые для жизни блага, создает вполне тепличные условия для молодых талантов. Избавленные от необходимости выживать, они имеют достаточно времени для того, чтобы совершенствовать свои таланты и искать собственный путь, даже если в течение долгого времени им не сопутствует коммерческий успех.
В скандинавском дизайне отражаются все основные ценности того, что сегодня именуется «Good Design» - долговечность, гармония, демократичность, доступность и экологичность. Очарование предметов рождается в результате долгой и терпеливой работы художников, которые любят возвращаться к одним и тем же идеям, постепенно доводя их до совершенства. Ключевая идея скандинавского дизайна – гармония формы и функциональности. Успех сопутствует тем изделиям, которые удовлетворяют как сердце потребителя, так и его разум.
Посуда, наряду с другими составными частями повседневного быта (мебелью, текстилем, предметами интеьера и т.д.), является в скандинавском дизайне излюбленной сферой для творчества. Самые популярные материалы – керамика и стекло, так же часто используется нержавеющая сталь, чугун, алюминий, дерево.
Среди скандинавских стран трудно выделить лидера. В дизайне посуды может быть Финляндия, Швеция и Дания более заметны, нежели Исландия и Норвегия.
Одна из главных достопримечательностей современной финской культуры и одновременно флагман скандинавского дизайна – бренд Iittala. В самой Финляндии изделия данной марки представлены в Музее современного искусства, также есть собственно музей Iittala. Одноименные магазины, помимо Финляндии, можно встретить в таких странах, как Швеция, Бельгия, Великобритания, Голландия, Германия, Дания и Япония. Философия Iittala очень проста и заключена в трех словах - «дизайн против одноразовости». Мир, в котором потребители скупают дешевые некачественные вещи, которые, в свою очередь, превращаются в растущие горы мусора, должен иметь альтернативу. В Iittala верят в то, что человеческое существо способно к рациональному потреблению, и предлагают качественные вещи, которые долго служат и вносят гармонию в повседневную жизнь. На протяжении многих десятилетий дизайнеры Iittala следуют простому принципу, сформулированному Kaj'ем Franck'ом «предметы должны быть удобными, долговечными и функциональными». Дизайнеры Iittala создают посуду, которая находится как бы «вне времени». Это выражается в том, что новые коллекции отлично сочетаются с уже существующими и будут сочетаться с будущими. Что, в свою очередь, дает возможность потребителям обновлять посуду только тогда, когда в этом действительно есть необходимость.
Iittala является брендом, вокруг которого объединяются другие скандинавские марки (Iittala Group, в свою очередь, входит в концерн Fiskars). Среди других известных финских брендов можно выделить марки Arabia и Hackman (оба входят в Iittala Group).
Фарфоровая фабрика Arabia (базируется в Хельсинки) считается первопроходцем финского дизайна. Столовая посуда данной марки в настоящее время производится из стекловидного фарфора (vitreous china), который благодаря устойчивости к механическим повреждениям и перепадам температуры обеспечивает изделиям долгий срок службы. Благодаря оригинальным формам и орнаментам, посуда Arabia очень узнаваема, ее популярность не ограничивается Финляндией. Одна из самых известных коллекций - Moomin collection (создана по мотивам известных сказок Туве Янсон про мумми-троллей).
Кухонная посуда из нержавеющей стали, чугуна и алюминия под маркой Hackman относительно неплохо известна в России. Также под этой маркой производятся столовые приборы, кухонные ножи и различные аксессуары для приготовления пищи. Главный упор дизайнеры Hackman делают на качество – это отражается и в дизайне, который подчеркивает добротность и долговечность посуды.
Из финских дизайнерских компаний нового поколения можно отметить Tonfisk Design, которая сосредоточена на том, чтобы создавать совершенно новые формы и новые идеи. Самая известная коллекция данной компании – линия посуды для чая Warm, удачно сочетающая дерево и керамику.
Шведский бренд Rörstrand имеет очень давнюю историю. Отчет его существования ведется с 1726 года. Сегодня Rörstrand входит в Iittala Group и сосредоточен на производстве фарфоровой и керамической посуды по нескольким технологиям. В качестве сырья используется и традиционный полевой шпат, и современный стекловидный фарфор, и керамика. Rörstrand стремится сочетать традиционное шведское качество с дизайнерскими инновациями.
Другой шведский бренд, Gustavsbergs Porcelainfactory, ведет свою историю с 1827 года и в настоящее время является единственным скандинавским предприятием, выпускающим изделия из костяного фарфора. Помимо более традиционной посуды Gustavsbergs иногда радует своих покупателей уникальными коллекциями. Например – битломанской Yellow Submurine.
Из относительно молодых шведских дизайнерских марок отметим компанию Boda Nova (из шведского города Boda), образованную в начале 70-х годов прошлого столетия. Сегодня Boda Nova сосредоточена на том, чтобы создавать изделия с простым и чистым дизайном и с понятным функциональным назначением. Специализация – посуда из стекла и столовые приборы.
Слоган известной датской марки MENU достаточно прост, хотя и не очень скромен – «Scandinavian Design Originals». Под этими тремя словами подразумевается нескончаемый поиск красоты; эстетика и практичность предметов для повседневного использования, которые должны радовать глаз, дарить приятные тактильные ощущения и быть очень удобными. Дизайнеры MENU стремятся, чтобы вид их изделий рождал вопрос-восклицание: «Ну конечно! Как об этом никто не подумал раньше?» Основным творческим приемом в поиске новых идей для дизайнеров MENU являются «игры разума» - ничем не сдерживаемое творческое воображение помогает создавать абсолютно новые формы. Как и большинство скандинавских дизайнерских компаний, посуда марки MЕNU отличается отменным качеством материалов и чистотой форм.
Бизнес-концепция другой датской марки Aida в момент ее появления звучала так: «Мы помогаем датским семьям укомлектовать их обеденные столы» (”We help Danish families set their daily dinner tables” ). Однако со временем значительная часть продукции стала экспортироваться и бизнес концепцию пришлось модифицировать. Современное звучание ее таково «aida помогает семьям укомплектовать обеденные столы посудой, столовыми приборами, кухонными принадлежностями и подарками функционального дизайна и высокого качества по разумным ценам» (”aida helps families set their daily dinner tables with dinnerware, glassware, cutlery, kitchen utensils and gifts in a functional design and high quality at reasonable prices). Дизайнеры Aida не боятся экспериментировать с формами, технологиями и орнаментами. Одна из дизайнерских изюминок - коллекция фарфоровых кружек с двойными стенками “thermo”.
Дизайнер Steffen Schmelling, создающий посуду, столовые и кухонные принадлежности для бренда EGO, является обладателем многочисленных дизайнерских наград, его работы входят в постоянную экспозицию Датского индустриального музея искусств (The Danish Industrial Art Museum). Сущность EGO определяется как личный поиск ощущений, эмоций, осознания, развития и страсти для того, чтобы изменять малые предметы, превращая их в бренд благодаря красивым идеям (Beautiful ideas®). Материалы, с которыми работает Steffen Schmelling, традиционны – фарфор, стекло, нержавеющая сталь, дерево.