Консумэкспо - 2014. Зима. Итоговый обзор

На протяжении уже более чем пяти лет выставка Консумэскпо находится в стадии постоянных трансформаций. Причем вряд ли можно сказать, что смена облика выставки определяется сознательными действиями ее организаторов - бизнес-модель «Консумэкспо» за все эти годы претерпела не так уж много изменений. Гораздо более заметные перемены происходят на рынке посуды и товаров для дома, что, в том числе, влечет за собой и пересмотр компаниями своего отношения к профессиональным выставкам. И именно на этом фоне и проходит проверка на прочность «Консумэкспо».

Начнем с цифр. В этом году в двух посудных павильонах – №1 и «Форуме» разместили свои стенды 183 участника. По сравнению с прошлым годом (тогда в этих же двух павильонах участвовали 262 компании) количество экспонентов уменьшилось практически на треть (31%). В Павильоне №1 в этот раз можно было найти всего лишь 30 компаний (в 2013 году их было 43), в Павильоне «Форум» - 153 компании (в 2013 году – 219). Отток в обоих случая пропорционален.

В прошлом году мы отмечали рекордное количество китайских компаний-участников и их значительное доминирование над отечественными экспонентами. Напомним, что в 2013 году зимой в двух посудных павильонах «Консумэкспо» участвовали 166 компаний из Китая и 85 - из России, то есть на одну российскую компанию приходилось почти три китайских. В этом году соотношение заметно поменялось – в анализируемых нами двух посудных павильонах выставлялись 104 китайские компании и 69 российских.

Привлекательность «Консумэкспо» в глазах посетителей вряд ли определяется количеством представленных зарубежных компаний. Импорт-менеджеры, как правило, в целях поиска поставщиков посещают профессиональные выставки в Азии и Европе, а на «Консумэкспо» если и приходят, то посмотреть, что нового появляется у конкурентов. С этой точки зрения заметное сокращение (на 60%) количества китайских экспонентов не должно вызывать большой тревоги. Исчезновение с выставки пятой части российских компаний может иметь более серьезные последствия. Особенно, если посмотреть, кого в этот раз не было. Такие постоянные участники «Консумэкспо», как «Спецторг», «Алко», «Лысьвенский металлургический завод», «Посудаопт» (российское представительство Falez), «Арти-М» в определенной степени являлись индикаторами благополучия выставки и генерировали довольно существенную часть посетителей из числа своих партнеров.

Относительно трафика посетителей делать выводы пока трудно – официальная статистика еще не появилась. Визуально показалось, что людей стало меньше, хотя и не существенно. Многие специалисты из числа посетителей сократили, по сравнению с прошлыми годами, время своего пребывания на выставке. Это тоже тревожный знак, потому что «Консумэкспо» даже в последние годы оставалось местом ежегодных встреч руководителей и специалистов посудных компаний из самых разных регионов страны и, в том числе и поэтому, была привлекательна для посещения.

В определенной степени снижение популярности «Консумэкспо» отражает процессы, протекающие на рынке. 2013 год был не самым благополучным, многие компании столкнулись со снижением продаж и свои ближайшие перспективы оценивают с осторожностью. В такой ситуации сокращение бюджетов на участие и посещение выставок - обычное дело. Привлечение новых участников тоже является проблематичным. После резкого роста конкуренции и всплеска появления новых компаний на рынке посуды в 2011 – 2012 году, сейчас наметилась обратная тенденция - стали появляться признаки того, что некоторые компании пытаются либо уйти с этого рынка, либо закрыть часть своих наименее удачных направлений.

Помимо всего прочего, «Консумэкспо» всегда была ориентирована в первую очередь на импортеров. Последние же события на рынке если и не усложняют, то существенно портят настроением именно данной категории компаний. Появление заградительных пошлин на фарфоровую посуду и перспективы введения аналогичных мер в отношении других товарных групп, довольно ощутимое ослабление рубля к евро и доллару способны пошатнуть сложившийся баланс между импортерами и отечественными производителями в пользу последних. А привлечь в качестве участников российских производителей (у которых тоже есть свои трудности) – задача для «Консумэкспо» сложная, хотя и не невозможная.

Реалии сегодня таковы, что даже для удержания на своих позициях от «Консумэкспо» нужны едва ли не сверхусилия. Безусловно, у этой выставки есть определенные резервы – уровень организации в «Экспоцентре» на очень приличном уровне, заметна и активизация организаторов в плане оперативного информирования о выставке, стремление постоянного поддержания контакта с участниками и посетителями. Но, как показывает практика, этого оказывается мало. Нужны нетривиальные шаги и нетривиальные экспоненты – ведь именно сумма их активности, в конечном итоге, и определяет общий успех выставок.

Возможно, организаторам стоит все-таки несколько переформатировать выставочное пространство. Сегодняшнее условное разделение павильонов на столовую и кухонную посуду не выглядит логичным – в большинстве случаев целевая аудитория посетителей одна и та же, и нет никакого смысла разделять их трафик и заставлять в холодную погоду выходить на улицу при наличии свободных площадей. Возможно, правильнее было бы объединить все посудные компании в павильоне «Форум», а первый павильон целиком отдать компаниям из Азии.

В общем, до следующей выставки «Консумэкспо» еще год (осеннее мероприятие мы в расчет не берем, так как у него своя отдельная история и свои проблемы), и у организаторов есть достаточно времени для того, чтобы что-нибудь предпринять. Да и рынок посуды наверняка уже в ближайшем будущем преподнесет всем немало сюрпризов, на которые придется реагировать всем нам.