HouseHold Expo, весна 2014. Итоговый обзор

Российский рынок посуды товаров для дома все-таки переходит от стагнации к рецессии. Об этом свидетельствовали многие косвенные данные, но выставка HouseHold Expo, прошедшая в марте, окончательно подтвердила неблагоприятный диагноз. Впрочем, это мало для кого стало неожиданностью. Большинство специалистов и руководителей компании, связанных с производством и торговлей посудой, уже довольно давно ощущают, что ситуация меняется в худшую сторону. HouseHold Expo, будучи самой представительной и масштабной в России выставкой в сегменте посуды и товаров для дома, лишь показала, что проблемы носят комплексный характер.

Начнем, как обычно, с анализа статистических данных выставки. В этом году в HouseHold Expo и смежных проектах (Podarki. Christmas Box, OUTDOOR DACHA 2014) участвовали 327 компаний, выставочная площадь составила 19 тыс. квадратных метров, а количество посетителей - 7711 человек. По сравнению с прошлым годом ухудшение показателей наблюдается по всем параметрам: число экспонентов снизилось на 8%, площадь сократилась на 4%, а количество людей, посетивших выставку, уменьшилось на 15%. Относительно незначительное снижение участников не должно вводить в заблуждение - отсутствие на выставке стендов таких компаний, как "Антарес-трейд", "Спецторг", "Классик-посуда", "Ломоносовская керамика", "Пэмби" и некоторых других говорит само за себя. Практически не было (по крайней мере в посудном сегменте) заметных компаний-дебютантов. Все это может говорить о том, что предложение на рынке посуды сокращается, а конкурентная среда становится более разряженной - большинство компаний решает свои внутренние задачи. Кто-то оптимизирует бизнес, кто-то стремится сохранить рентабельность на фоне снижения объемов продаж, а кто-то и вовсе пытается свести концы с концами и остаться на плаву.

Сокращение числа посетителей на 15% - это более наглядный показатель, который, в общем, довольно близок к данным о снижении физических объемов продаж на рынке посуды. Спрос продолжает падать, и все специалисты, с которыми приходилось общаться на выставке, эту тенденцию подтверждают.

Если посмотреть на график индексов основных показателей весенних выставок HouseHold Expo с 2008 года, то видно, что уровень посетителей фактически опустился ниже значения 2011 года и динамика, скорее всего, будет негативной в ближайший год-два.

Динамика индексов весенних выставок HouseHold Expo

Если говорить о самой выставке, то она, несмотря на ухудшение рыночной конъюнктуры, произвела вполне благоприятное впечатление. Организаторы постоянно пытаются сделать мероприятие более привлекательным за счет деловой программы и в этом смысле прошедшая выставка оказалась самой насыщенной за всю свою историю. Одновременно на ней прошли два масштабных мероприятия - Всероссийский форум "Рынок непродовольственных товаров 2014: «Дорожная карта» развития конкурентной среды" и ежегодный Форум "Horeca. Just Horeca". Кроме этого постоянно шли различные специализированные семинары, мастер-классы и презентации, а на соседней выставке Stylish Home проводились лекции и модные показы.

В очень позитивной атмосфере проходил проект "Посудная мода". Это стало возможным благодаря как его участникам (в проекте участвовали компании «АТ-холдинг» (торговая марка TimA), «ДривиксЛед», «Норд-Вест», «Партнер Энерджи», «Ландскрона» и «Фрайбест»), которые представили действительно интересные и новые линии посуды, так и искусству шеф-повара Алексея Дыма, который увлекательно и со знанием дела испытывал представленную продукцию "в условиях, максимально приближенным к реальным". Удачным следует считать и выбор формата мероприятия - оно проходило в самые насыщенные второй и третий день выставки и практически все презентации проходили при большом стечении публики.

Новый формат премии "Новинка" также следует считать вполне удачным. Победители определялись по результатам предварительного Интернет-голосования и бизнес-игры. В итоге список победителей и призеров и распределение мест в нем не вполне может быть понятно отстраненному наблюдателю, но у участников особых споров он не вызвал. Победителями "Новинки-2014" стали компании «Ферма» (средства для дачных и биотуалетов и т.д.) и «Компания ДТ» (коврики для ванной)), Frybest (фарфоровые контейнеры) и "Дривикс Лед" (сковороды с антипригарным покрытием) поделили второе место, а LuoTuo Solidware (термосы) и «Партнер-Энерджи» (формы для выпечки торговой марки Polaris) расположились на третьем месте.

Следующая выставка HouseHold Expo пройдет с 15 по 18 сентября 2014 года, и это будет, конечно, уже совсем другая история. Посещение и участие в зимних и весенних профессиональных выставках в последнее время (по мере ухудшения положения дел в отрасли) все больше рассматривается как факультативное, в то время как осенняя HouseHold Expo - это обязательное мероприятия для любой компании, работающей на российском рынке посуды.