За несколько лет силиконовая посуда сделала огромный скачок по завоеванию популярности у потребителей, превратившись из дорогой экзотики в доступный и востребованный товар, прочно обосновавшийся в прайс-листах оптовых компаний и на полках магазинов. Обсуждение преимуществ и недостатков силиконовых форм сегодня является одной из часто встречающихся тем в кулинарных форумах, что является косвенным индикатором того, что потенциальный спрос достаточно велик. Вместе с тем до насыщения рынка еще очень далеко, и, очевидно, что даже несмотря на кризис, рынок силиконовой посуды продолжит расти как минимум в ближайшие годы.
История появления силиконовой посуды напоминает историю появления посуды с антипригарным покрытием. Как и фторопласт, силикон с середины 20-го века активно используется в разных наукоемких отраслях промышленности – медицине, космической отрасли, машиностроении, однако посуду и кухонные принадлежности из него стали делать не так давно. Самое популярное направление сегодня – формы для выпечки, также постоянно расширяется ассортимент силиконовых кухонных принадлежностей: кулинарных лопаток, кисточек, крышек для кастрюль, подставок под горячее, рукавиц, и многого другого. Кроме того, силикон используется в изготовлении фурнитуры (ручек для сковород и кастрюль) и даже является составной частью некоторых формул антипригарного покрытия.
Главные функциональные преимущества силиконовой посуды - отличные антипригарные свойства, устойчивость как к высоким, так и низким температурам (от -40 до +230 градусов по Цельсию), долговечность, сравнимая разве что с чугунной посудой, удароустойчивость (силикон не бьется и не ломается, его можно использовать в посудомоечной машине). Помимо хороших функциональных свойств, силикон дает большой простор для фантазии маркетологам. Бесцветный в естественном виде, он позволяет использовать красители всех возможных оттенков. Пластичность, свойственная этому материалу, позволяет получать изделия любых форм и размеров.
Тем не менее, силиконовая посуда, как и посуда из любого другого материала, имеет свои недостатки. Например, ее можно использовать только в духовке или микроволновой печи, силиконовая поверхность боится порезов и проколов острыми предметами. Другой недостаток - чрезмерная мягкость силикона, из-за чего трудно использовать силиконовые формы для выпекания из жидкого теста (для решения этой проблемы некоторые производители используют металлический каркас). Также покупатели жалуются на то, что фигурные формы не очень хорошо отмываются в углах.
Силиконовая посуда нетоксична и могла бы считаться практически безвредной, если бы не производители из Китая, которые, стремясь выпустить максимально дешевый продукт, часто не принимают во внимание здоровье покупателей. Недоброкачественные силиконовые формы при приготовлении пищи выделяют неприятный запах, что может свидетельствовать о превышении нормы ядовитых веществ. Другая опасность - красители. Для придания силиконовой посуде привлекательных окрасок могут использоваться токсичные вещества (например, кадмий).
Силиконовая посуда сегодня есть в ассортименте достаточно известных торговых марок. Таких, например, как Tefal, Tupperware и Tescoma. Кроме того, силиконовую посуду импортируют многие компании, имеющие собственные торговые марки. Если в первые годы после своего появления силиконовые изделия поражали своей высокой ценой, то теперь можно встретить и достаточно дешевые предложения. Кроме посуды, изготовленной в Китае, также относительно демократичные цены предлагают отечественные производители. Среди самых известных - петербургская компания ХОРС. Ее силиконовая посуда помимо недорогой цены отличается высоким качеством за счет использования при производстве платиновых катализаторов. В более дорогом сегменте помимо Tupperware также достаточно известна на рынке силиконовая посуда торговой марки Silikomart.
Специфика использования силиконовой посуды ограничивает круг потенциальных покупателей, который на 99% состоит из представительниц прекрасного пола. Хозяйки старшего поколения относятся к силиконовой посуде с некоторой настороженностью, молодое же поколение наоборот ценит удобство и технологичность. Может быть именно этим можно объяснить преобладание силиконовой посуды ярких расцветок.
Успешность продаж силиконовой посуды по-прежнему во многом зависит от рекламной составляющей. Как и любой относительно не очень известный продукт, она требует постоянной работы с потенциальными покупателями. Хотя, по мере развития рынка, проявляется и «эффект сарафанного радио». Как правило, большинство хозяек, приобретших силиконовую посуду, готовы рекомендовать ее окружающим.