Ассоциация производителей посуды. Зарубежный опыт

Участников российского рынка посуды довольно часто посещают идеи самоорганизации. Чаще всего взаимодействие компаний происходит на уровне сложившихся личных отношений руководства – идет обмен сведениями о проблемных покупателях, координируются действия в случае ведения судебных процессов против общих клиентов-неплательщиков. Другие предприятия взаимодействуют на более сложном уровне – объединяясь, например, в формальные группы для продвижения своих интересов в сфере ограничения импорта. Ну и нельзя также не отметить попытки создания общей организации крупных игроков посудного рынка. Таким примером может служить российская некоммерческая организация «Ассоциация производителей посуды», начавшая работу несколько лет назад, но в силу внутренних проблем к настоящему моменту прекратившая свою деятельность.

В целом, можно признать, что пока попытки самоорганизации внутри довольно небольшого сообщества специалистов посудного рынка носят локальный и эпизодический характер. Вместе с тем, есть довольно интересный опыт организации подобных институтов за рубежом. Об одном из них, Ассоциации производителей кухонной посуды США и Канады, мы и расскажем.

Данная организация (полное название - The Association of Cookware and Bakeware Manufacturers in the United States and Canada, далее - CMA) ведет свою историю с 20-х годов прошлого века. Возникнув как Ассоциация Алюминиевых Товаров (Aluminum Wares Association), в 60-х годах она была преобразована в Ассоциацию производителей металлической посуды (Metal Cookware Manufacturers Association), а в 70-х приобрела свое окончательное названием - Ассоциация производителей посуды (Cookware Manufacturers Association), объединив всех производителей кухонной посуды и посуды для выпечки. Присутствие в наименовании слово «производители» толкуется довольно широко – в CMA принимают все предприятия, которые производят или представляют на рынке эксклюзивный бренд кухонной посуды, качество которого они контролируют.

Состав участников CMA довольно широкий и включает в себя как компании с американской историей (Lodge, Nordic Ware, Americraft Cookware, ALL-CLAD), так и американские представительства компаний из Европы, Южной Америки и Азии (Castey, Ballarini, Swiss Diamond, Le Creuset, Tramontina, Scanpan и другие). Помимо производителей кухонной посуды в ассоциации участвуют и компании-поставщики сырья и оборудования для производства посуды (например, Dupont и Whitford). Примечательно, что членами CMA являются компании, непосредственно конкурирующие друг с другом на рынке, но это не мешает деятельности ассоциации.

Финансирование CMA основано на членских взносах, которые устанавливаются членам в индивидуальном порядке в зависимости от их оборотов. Размер членских взносов колеблется в промежутке от 1,1 до 15 тысяч долларов США в год.

Если говорить о направлениях деятельности CMA, то прежде всего бросается в глаза то, что взаимодействие с государством и с ассоциированными с ним структурами не входит в приоритеты организации. Роль государства в США в регулировании рынка значительно меньше, чем у нас, поэтому особой нужды в лоббировании интересов столь небольшой отрасли, как посудная, нет. Вместо этого сделаны акценты на упорядочение рынка и на взаимодействие с ритейлерами и конечными покупателями.

Так, CMA участвует в разработке отраслевых стандартов в производстве посуды. В США и Канаде разработкой стандартов может заниматься любая заинтересованная в них компания. Если разработанный стандарт получает поддержку других участников рынка, он имеет шанс стать отраслевым или даже национальным. Полномочиями придания стандартам официальных статусов обладают независимые некоммерческие организации. Такая система позволяет оперативно реагировать на изменения, происходящие в технологиях. CMA, со своей стороны, выступает консультантом и координатором в процессе разработки новых стандартов и одновременно распространяет среди заинтересованных участников рынка уже принятые стандарты.

Другое направление - сбор и обработка статистической информации о состоянии рынка кухонной посуды. Опыт проведения подобных исследований у CMA более чем солидный - он насчитывает более 80 лет. Сбор статистики ведется как из открытых источников, так и из данных, предоставляемых участниками ассоциации, что делает его фактически уникальным.

Вебинар о рынке посуды США, подготовленный CMA (на английском языке)

Общению с ритейлерами и покупателями уделяется особое внимание. Для них разрабатываются различные информационные материалы, благодаря которым можно получить (в доступном для непрофессионалов изложении) информацию о разных видах посуды, узнать о появляющихся новых технологиях, выяснить ответы на актуальные вопросы. Американский рынок, как, пожалуй, и любой другой, отличается большим количеством распространяемых мифов, которые мешают потребителям делать рациональный выбор, и СМА выступает источником относительно объективной и наукообразной информации. Нельзя сказать, что в оценках СМА совсем уж отсутствует заинтересованность, но, во всяком случае, продвигаются вполне здравые идеи - о том, что качественная посуда лучше, чем посуда некачественная, и что питание должно приносить здоровью пользу, а не вред, что посуду нужно использовать по назначению и в соответствии с рекомендациями производителя и так далее.

Образовательную работу с потребителем часто недооценивают, хотя она позволяет создавать в стратегической перспективе комфортную среду и понятные правила на рынке. Покупатель, который разбирается в посуде, ведет себя более предсказуемо и борьба за него превращается в честное состязание, в котором преимущества получает та компания, которая имеет лучшие технологии и лучших дизайнеров, а также правильно оценивает реальные потребности потребителей. С этой точки зрения интересы разных компаний, входящих в СМА, несмотря на их конкуренцию между собой, сходятся.

С более подробной информацией об Ассоциации производителей посуды США и Канады можно ознакомиться на официальном сайте организации - http://www.cookware.org/