Сложившаяся в последние месяцы ситуация на рынке заставляет многие компании пересматривать текущие цели развития, переходя в режим экономии, который поможет с минимальными потерями пережить сокращение покупательского спроса. Тем не менее, и в сегодняшнее непростое время на рынке посуды есть игроки, которые вкладывают силы и средства в расширение бизнеса, освоение новых технологий, расширение своей клиентской базы. Один из таких примеров – компания «Биол», которая на минувшей выставке не только заявила о своих амбициях стать лидирующим игроком на новом для себя рынке чугунной посуды, но и подкрепила их убедительными аргументами, представив широкий ассортимент посуды из чугуна, привлекательные цены и выйдя на существенные для этого сегмента рынка объемы производства. О производстве и продвижении чугунной посуды в эксклюзивном интервью нашему сайту, которое состоялось на прошедшей в Москве выставке HouseHold Expo, рассказал директор компании «Биол» Олег Дунаев.
- На прошлых двух выставках HouseHold Expo чугунная посуда была уже представлена на ваших стендах, но занимала скромное место. Судя по стенду этого года, за год в производстве чугуна вы продвинулись довольно далеко?
- Да, в последний год с момента прошлой выставки HouseHold Expo мы сконцентрировали наши усилия главным образом именно на производстве чугунной посуды и добились определенных успехов. Сегодня мы практически полностью отладили литейное производство чугунной посуды и создали практически полную ассортиментную линейку, с которой будем работать в ближайшие годы. Теперь мы готовим следующие шаги – нанесение на чугунную посуду разных покрытий. Планируется, что это будут как классические эмалевые покрытия, так и антипригарные покрытия. Сейчас мы довольно плотно общаемся по этой теме с нашими партнерами – компаниями Weilburger Coatings и Ferro и надеемся к следующему году представить уже чугунную посуду с разными вариантами покрытий.
- Как известно, есть разные технологии производства чугунной посуды. Какие из них использует компания «Биол»?
- Наша чугунная посуда производится методом литья в кокиль. В отличии от распространенной технологии литья в песочные формы, литье в кокиль позволяет получать изделия с более качественной поверхностью с мимимальным количеством дефектов и низкой пористостью.
В том, как используется чугунная и литая алюминиевая посуда, есть много общего. Здесь первостепенное значение имеет толщина дна и стенок, на стоимость влияет качество фурнитуры и упаковки. Наша посуда изначально делалась с прицелом на то, что дальше мы будем делать ее с разными покрытиями, и при выборе технологий и используемых компонентов учитывался весь наш долгий опыт производства литой антипригарной алюминиевой посуды. Например, мы разработали специальные съемные ручки для чугуна, которые, с одной стороны качественны и красивы, а с другой – надежны и будут хорошо вписываться в различные производственные цепочки.
Как только у нас подойдет оборудования для покрытия чугунной посуды, мы сможем экспериментировать со всеми имеющимися у нас формами. Это даст нам гибкость и возможность производить нужные изделия в нужны объемах с тем или иным покрытием, или же без покрытия, как захочет клиент.
Если говорить об исходном сырье, то мы производим свою посуду из литейного чугуна (есть чугун передельный и литейный) шести марок Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6. Все они подходят для изготовления посуды и соответствуют гигиеническим требованиям.
- Какой ассортимент чугунной посуды «Биол» вы предлагаете сегодня покупателям?
- Мы сейчас готовы предложить более 30-разных позиций. Это и сковороды двух серий «Классик» и «Оптима» со съемными ручками самых популярных диаметров от 22 до 26см, жаровни, кастрюли с чугунными и стеклянными крышками, казаны. Есть в ассортименте и уникальные изделия, например, сковорода-гриль с прессом. Можно сказать, что ассортимент у нас сформирован процентов на девяносто. В планах еще есть расширение линейки азиатских казанов изделиями больших размеров (до 100 литров), которые пользуются хорошим спросом.
- Тяжело ли продвигать чугунную посуду?
В самом начале запуска нашей программы по выпуску чугунной посуды нам приходилось прилагать определенные усилия, так как продукт был новый, а ассортимент узкий. Теперь главная проблема – это увеличение объемом производства. На сегодняшний день мы продаем все, что можем делать, при этом определенная часть спроса остается неудовлетворенной. Если говорить о текущих объемах, то сегодня мы производим порядка 120 тонн чугунной посуды в месяц и в ближайшем будущем ставим для себя задачу этот показатель существенно нарастить.
- Ваша чугунная посуда очень напоминает вашу литую посуду из алюминия. Это было сделано намеренно?
- При дизайне форм мы исходили из того, чтобы бренд должен подтверждать свою аутентичность. Поэтому внешний вид сковород из литого алюминия и чугуна у нас очень схож. Кроме того, это обусловлено и техническими особенностями. Так, мы используем для нашей посуды крышки из жаростойкого стекла чешского завода Kavalier, соответственно формы сковород и кастрюль должны подходить под эти крышки.
Мы давно работаем с литой алюминиевой посудой и очень хорошо знаем, какие формы и какие диаметры пользуются наибольшим спросом у покупателей. Поэтому формирование ассортимента чугунной посуды не вызвало у нас больших проблем и поисков – мы делаем ставку на те позиции, которые точно будут хорошо продаваться.
- Чугунная посуда сегодня представлена на рынке в самых разных сегментах – от эконом- до премиум-. На какого покупателя рассчитана ваша посуда и с кем вы будете конкурировать?
- Стремимся к тому, чтобы наш чугун был доступным и по цене стоял рядом с китайским. Это необходимо, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке. Поставки чугуна из КНР обычно идут волнами – то все его привезли, а бывают моменты, когда его ни у кого нет, и все начинают волноваться и думать о том, чтобы его привезти. Поэтому наша задача в том, чтобы чугунная посуда «Биол» был конкурентоспособна с китайской. Естественно, из Китая можно привезти чугун очень плохого качества, который будет дешевле нашего, но при сопоставимом качестве мы должны попадать в эту цену.
- В последнее время на рынке появился еще и так называемый «облегченный чугун». Планируете ли и вы развиваться в этом направлении?
- Правильнее называть такой чугун тонкостенным, потому как его удельный не отличается от удельного веса обычного чугуна. Для получения чугунной посуды с тонкими стенками необходимо использовать немного другую технологию с использованием пресса. Мы брали для тестов тонкостенную чугунную посуду и испытывали ее в лаборатории. Так называемый «облегченный чугун» по своим функциональным свойствам оказывается близким к углеродистой стали. Но с точки зрения стоимости и технологий производства рациональнее сразу делать сковороды из углеродистой стали, а не заниматься дорогой технологией истончения чугуна, ухудшая его потребительские свойства, так как все достоинства чугуна – именно в толстом дне и стенках, высокой теплоемкости и медленном прогреве.
Такая ситуация характера и в отношении алюминиевой посуды. Можно сильно уменьшить толщину, например, нашей литой алюминиевой посуды, сделав ее такой же тонкой, как и штамповка. Но сразу же теряются все преимущества литой посуды, притом, что по цене такая посуда будет дороже штамповки. Этот же принцип действует и в обратном направлении. Если взять лист алюминия большой толщины, скажем, 4мм, и сделать из него сковородку, то при сопоставимых свойствах по теплораспределению, отсутствию перегрева, антидеформационным свойствам такая посуда будет близка к литой, но по стоимости получится дороже.
Технологии пока сами определяют грани, за которые выходить нет особых причин. Поэтому мы пока не видим рациональных причин в увлечении тонкостенным чугуном. В погоне за модой можно делать какие-то продукты, но это, как правило, влечет за собой массу сложностей, так как потребители получают посуду, которой неудобно пользоваться.
- Где сегодня можно приобрести чугунную посуду «Биол»?
- Все наши главные российские партнеры уже работают с чугунной посудой. Также чугун есть на складе нашего российского представительства в Белгороде – «Юго-Западной торговой компании». Для украинских покупателей есть возможность приобретения любых партий выпускаемой нами продукции через фирменный интернет-магазин.
- Ну и последний вопрос - страдают ли покупатели продукции «Биол» из-за событий в Украине? Идут ли поставки товара?
- Да, сейчас поставки идут. У нас были небольшие проблемы летом, связанные с ужесточением прохождения товара через границу, но мы их решили и сегодня товар поступает нашим покупателя в России по графику. Единственное, политическая обстановка, которая сложилась вокруг Украины, вызывает тревогу и чувство неопределенности. Но пока мы работаем, как и работали.