Теперь уже с полной уверенностью можно сказать, что январские надежды производителей нержавеющей стали на восстановление спроса так и не оправдались. Несмотря на глобальное снижение цен на азиатском и европейском рынках, спрос на нержавеющую сталь так и не вырос. Более того, появился новый фактор снижения цены. В апреле должно подешеветь сырье для производства нержавеющей стали – феррохром и железная руда.
Основным фактором, сдерживающим рынок, стало резкое падение спроса на готовые изделия из нержавеющей стали, особенно на европейском рынке. До кризиса это был самый стабильный и доходный рынок азиатских производителей нержавеющей посуды. Проблемы начались в сентябре прошлого года. Сначала последовала волна неплатежей по уже отгруженным и находящимся в производстве заказам. Это повлекло ужесточение условий оплаты со стороны производителей, опасающихся того что они не получат деньги по уже отгруженному товару и, как следствие, резкое уменьшение (почти вдвое) количества заказов со стороны импортеров. Существенное повсеместное снижение цен на готовую посуду в начале года (как это не раз происходило раньше) должно было стимулировать импортеров к закупкам, но реакция рынка оказалась иной.
Европейский рынок, перенасыщенный в сегменте посуды из нержавеющей стали, дал резкий сбой спроса. На фоне сокращения производства, падения реальных доходов и высоким уровнем кредитования населения началось ощутимое снижение покупательской активности. Люди стали отказываться от дорогостоящих покупок или тех покупок, без которых можно обойтись.
Реакция российского рынка готовой посуды оказалась схожей с европейской. Все началось с роста задолженностей и неплатежей российского ритейла. Для некоторых бурно растущих до той поры торговых сетей это закончилось финансовым крахом или поглощением их более крупными конкурентами. Все это происходило на фоне «управляемой» девальвации рубля. На момент начала девальвации импортные цены на готовую посуду оставались еще на довольно высоком уровне, кроме того, импортеры привыкли за последние годы к стабильным и высоким заработкам. Поэтому многие из них, не мудрствуя лукаво, перешли на плавающие цены в евро и долларах, отрабатывая девальвацию рубля. Это не могло не сказаться на падении спроса. Плавная девальвация рубля подтолкнула потребителей не к совершению покупок, а к переводу свободных денежных средств в доллар и евро. В марте, когда подросли цены на нефть, и курс рубля стабилизировался, цены на посуду оставались все такими же неадекватно высокими, потому что на складах импортеров остались существенные запасы «дорогой» посуды, закупленной по прошлогодним ценам и ввезенные по докризисному валютному курсу. Затаривание, резкое подорожание кредитных ресурсов и падение платежеспособности конечных потребителей отвратило импортеров от новых заказов, даже с учетом существенного снижения цен на готовую посуду в Азии.
Реакция белорусского рынка посуды в этом промежутке времени была уникальной в своем роде. До нового года, в период резкого отрицания кризисных явлений в экономике и демонстрации стабильности национальной денежной единицы, общие тенденции рынка посуды существенно не отличались от прошлогодних, за исключением некоторого снижения объемов предновогодних продаж. Одномоментная разовая девальвация белорусского рубля 2-го января, на фоне недостатка информации и отсутствия в обменных пунктах достаточного количества валюты, породила настоящую покупательскую истерию. После 5 лет относительно стабильного валютного курса население, стремясь избавиться от обесценившихся рублей, стало сметать с полок магазинов все подряд. Рынки отреагировали на девальвацию мгновенно и не вполне адекватно, подняв цены сразу и с запасом на 30-50%.
Государственная торговля, в которой такое изменение цен было невозможно, не могла нарадоваться – за две недели января объемы продаж превысили декабрьский уровень. Размер одномоментной девальвации (20% по доллару) вполне вписался в существующую рентабельность импортеров, а резкий рост объемов продаж в январе и сохранение относительной платежеспособности ритейла существенно не сказались на объемах импорта. В более выгодном положении оказалась импортеры посуды из России, за счет падения курса российского рубля. Правда, работа импортеров существенно осложнилась с 11 ноября 2008г., когда Нацбанком был введен фактический запрет на предоплату в пользу нерезидентов. Курс рубля после получения первого кредитного транша от МВФ и второй части стабилизационного кредита от России принял некое равновесное положение, которое поддерживается искусственно, потому что баланс внешней торговли ухудшился с начала года.
Меры, предпринимаемые правительством после запоздалого официального признания факта существования последствий глобального экономического кризиса, пока не дали никакого эффекта. Кредитные ресурсы в рублях подорожали до 21% годовых, что совершенно неадекватно складывающейся в экономике ситуации. Существенно упала доступность кредитных ресурсов, выросли залоги и другие документарные обременения процесса их получения. В сложившейся ситуации банки из кровеносной системы экономики превратились в ее удавку. В марте стало заметно существенное падение покупательной активности населения - это начали сказываться последствия уменьшения реальных доходов населения, которые упали не только в валютном, но и в рублевом исчислении. Начали нарастать задолженности ритейла перед поставщиками-импортерами. Все эти явления происходят на фоне традиционного, сезонного снижения объемов продаж посуды. Как правило, в апреле-мае население занято дачами и сельхозработами, в этот период потребление промышленных товаров, и в частности посуды, существенно падает. Единственным реальным механизмом для стимулирования спроса могло бы стать снижение отпускных цен, но неуверенность импортеров в дальнейшей судьбе белорусского рубля пока никак этому не способствует.
Прошлогоднее паление спроса на сырье и цен на основные металлы на LME привело к уменьшению цен на рулоны AISI 304 с отделкой 2В до уровня 2150 USD/т. Падение спроса на готовую посуду заставило её производителей снизить отпускные цены на 20-25%. Падение отпускных цен и уменьшение складских запасов металла стимулировали рост спроса на нержавеющий лист. Оживление спроса в январе подтолкнуло азиатских металлургов на увеличение своих отпускных цен в среднем на 100-150 USD/т.
На Европейском рынке такой тенденции не наблюдалось, всеобщая рецессия не дала никаких поводов европейским металлургам для повышения отпускных цен. Кроме того европейцам удалось существенно сбить цену на один из основных компонентов для выплавки нержавеющей стали - южноафриканский феррохром. В феврале спрос опять упал, не смотря на минимальные за последние годы цены, Никель на торгах LME в феврале стабильно держался ниже отметки 10 USD/кг. Цена на рулоны AISI 304 в Азии в марте сформировалась на уровне 2150-2250 USD/т. на условиях CFR. В Европе цена этого материала составляет 1650-1800 EURO/т. на условиях EXW. На фоне мирового финансового кризиса и резкого падения спроса завершилась многолетняя антидемпинговая война европейских производителей стали против азиатских поставщиков. Теперь европейцы борются не за отпускные цены, а за оставшихся платежеспособных клиентов. С учетом реального курса USD/EURO нынешние европейские цены стали даже несколько ниже азиатских.
В ближайший период (II квартал 2009г.) нет никаких предпосылок для существенного изменения сложившейся ситуации. По многолетней традиции этот период года характеризуется сезонным падением спроса на столовые приборы (до 50%) и посуды из нержавеющей стали (до 35%). В начале апреля на LME начался небольшой рост цен на никель (порядка 20%) . этот процесс стал поводом для анонсирования некоторого увеличения отпускных цен азиатских производителей нержавеющей стали, в среднем на 50-150USD/т. Но в виду крайне низкого спроса повышение так фактически и не состоялось. По состоянию на конец апреля цена никеля на LME начала опять снижаться и вышла на уровень 11 USD/кг. Азиатский рынок нержавеющей стали пытается вернуть утраченные в связи с кризисом позиции и объемы продаж, но повсеместное падение спроса на изделия из нержавеющей стали пока не дает ни каких предпосылок к росту цен.
Инфляционные процессы и падение курсов национальных валют в России и Белоруссии в определенной степени стимулировали сбыт готовой посуды, но трудно ожидать сохранения этой тенденции во II квартале. Скорее всего, рынок будет стабильно малоактивным до июля 2009г. Если цена нефти останется в пределах 50USD/т., то валютный курс российского рубля к доллару будет находиться в пределах 33-34руб. В такой ситуации единственным механизмом, способным стимулировать рост объемов продаж столовых приборов и посуды из нержавеющей стали на фоне падения реальных доходов основной массы населения, может быть только снижение отпускных цен оптовиками и ритейлерами. Это и будет основной тенденцией в ближайшие месяцы. Те из импортеров, кто эту тенденцию проигнорирует, рискует быть вытесненным с рынка более расторопными конкурентами. Это вовсе не означает, что надо делать ставку на откровенно дешевые позиции ассортимента. Сейчас покупатель уже не тот, что 10 лет назад и способен самостоятельно адекватно оценить посуду исходя из критерия качество-цена. Пора понять, что потенциал роста рынка и объемов продаж посуды из нержавеющей стали полностью исчерпан и какие-то подвижки возможны лишь за счет нестандартных маркетинговых ходов или экспансии на тех сегментах рынка , которые в настоящее время контролируются конкурентами.
Кризис порождает не только трудности, но и новые возможности. Главное в это непростое время - это правильный выбор стратегии дальнейшего развития бизнеса.
© Илья Н.Петунов, директор Частного производственного унитарного предприятия "Белпромсервис-Плюс" 2008г. Все права защищены. Перепечатка материалов данной статьи возможна только с письменного разрешения автора.
Источник - posuda-blago.com