HouseHold Expo, весна 2015. Итоговый отчет

Рынок посуды находится в легком шоке – такой главный итог можно сделать по результатам весенней выставки HouseHold Expo, проходившей с 3 по 5 марта в Москве в МВЦ "Крокус Экспо". Причинами такого состояния выступают как реальные проблемы, с которыми пришлось столкнуться всем - сильные колебания валютного курса, связанная с этим необходимость увеличения цен, проблемы с кредитованием, - так и субъективные, связанные с некоторой переоценкой имеющихся трудностей.

Два с половиной года назад на нашем сайте был опубликован материал «Товары для дома. Обзор рынка в посткризисный период», из которого было видно, что события в экономике в 2008-2009 году сопровождались диспропорцией между реальным ухудшением ситуации в экономике и на рынке и психологической уверенностью потребителей в пользу последней. Кризис, начавшийся в 2014 году, несмотря на то, что его причины и характер протекания имеют мало схожего с ситуацией 2008 года, также бьет в первую очередь по настроению потребителей и игроков посудного рынка.

Упадок настроения как раз и характеризует прошедшая выставка HouseHold Expo, которая собрала в трех выставочных залах 255 участников. В прошлом году в весенней выставке приняли участие 327 компаний, то есть сокращение числа экспонентов составило 29%. При этом число посетителей изменилось лишь на 9% и составило 7032 человека (в прошлом году – 7711 человек), при этом нужно учитывать, что выставка проходила на 1 день меньше (три дня вместо четырех в 2014 году).

Диспропорция между сокращением числа участников и числа посетителей объясняется также и тем, что наиболее активный этап формирования списка участников выставки пришелся на ноябрь-декабрь прошлого года - время наиболее сильных скачков курсов валют. Неудивительно, что многие участники рынка, поддавшись общим настроениям близкого краха, не решились участвовать в выставке. По мере приближения выставки экономическая ситуация стала яснее и число желающих принять участие в мероприятии выросло, но свободных мест уже не было.

Особенно удивительно было видеть отсутствие стендов большинства российских производителей, которые не приехали на выставку - в последнее время на их продукцию спрос резко вырос и в этих условиях пропускать главную отраслевую выставку сезона кажется не логичным.

В результате сложилось впечатление, что на рынке возникает некий дефицит предложения. Многие компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, пытаются найти новых партнеров, а вариантов у них не очень много. Поставки посуды из зарубежных стран с начала года резко упали и импортеры большей частью заняли выжидательную позицию. Российские предприятия в будущее тоже смотрят скорее с опаской, не предпринимая резких шагов по увеличению своей клиентской базы (а иногда и не имея такой возможности из-за ограничений по объемам производства).

Со второй половины марта спрос на посуду под воздействием сезонных факторов начинает сокращаться. В этом году сезон обещает быть особенно тяжелым, так как сопровождается резким увеличением розничных цен. Импортеры, производители и ритейлеры старались оттянуть и смягчить эту меру, пользуясь накопленными товарными запасами, но в ближайшие месяцы на полках магазинов посуда по старым ценам будет уже большой редкостью. Чтобы привыкнуть к новым ценам, особенно в условиях снижающихся доходов, потребителям нужно определенное время. Скорее всего, адаптационный период к новым условиям как для поставщиков, так и для потребителей продлится до второй половины лета – начала осени, если, конечно, ситуация в экономике вновь резко не поменяется.

Следующая осенняя выставка HouseHold Expo снова пройдет в трехдневном режиме – с 15 по 17 сентября. Это надо признать удачной идеей – на посещаемость сокращение дней мероприятия вряд ли влияет, но одновременно это позволяет немного сократить затраты участникам. И сама выставка получается более интенсивной.