Трудностям вопреки. Импортеры алюминиевой посуды пока в целом справляются с кризисом

Посуда из алюминия, штампованного и литого, один из тех сегментов рынка посуды, где отечественные производители чувствуют себя достаточно уверенно, с успехом конкурируя с импортной продукцией. Хорошие исходные позиции российских заводов могли бы дать основания для предположения, что именно в производстве алюминиевой посуды российская продукция может серьезно потеснить импорт. Однако пока ситуация развивается по другому сценарию – за первые девять месяцев 2015 года импорт хотя и снизился, но пока незначительно.

Общий объем ввезенной из-за рубежа в России алюминиевой посуды в денежном выражении* составил около 61 млн. долларов США, что на 6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В натуральном выражении объем импорта сократился чуть больше - на 12%. В пересчете на рубли по средневзвешенному курсу доллара цифры получаются и вовсе благоприятные – рост на 58%, чему вполне могут позавидовать и российские заводы.

Исходя из имеющихся цифр, можно предположить, что импортеры нашли в кризисные времена способ убедить потребителя существенно увеличить траты на алюминиевую посуду. Причем средняя стоимость импортной алюминиевой посуды увеличилась на 4% в долларах (с $6,28 до $6,53) и на 80% - в рублях.

Секрет таких хороших показателей для импорта прост для понимания, но сложен для повторения - в 2015 году импортная алюминиевая посуда несколько раз участвовала в масштабных акциях лояльности в крупных федеральных сетях. Особенность таких акций заключается в том, что при обычных тратах на любые товары покупателям выдаются фишки (наклейки), собрав определенное количество которых они могут приобрести по «сниженным» ценам (а иногда и получить бесплатно) те или иные товары, как правило, известных марок. Грамотно просчитанные акции лояльности дают отличный результат, что и подтверждают цифры о динамике импорта посуды из алюминия.

Какое влияние масштабные акции лояльности окажут на рынок в дальнейшем, сказать сложно. С одной стороны, происходит перенасыщение рынка, с другой стороны, значительная часть людей приобретает товары по таким акциям не потому, что им нужна сковорода, а потому что в данный момент на данный товар действуют очень привлекательные с субъективной точки зрения условия. В этом смысле возможно, что негативный эффект от таких акций на будущий спрос не будет слишком заметным.

Если посмотреть статистику импорта с точки зрения географии, то расклад сил между основными странами заметно изменился. Крупнейший поставщик алюминиевой посуды Китай существенно увеличил свою долю в общем объеме импорта в денежном выражении (с 52% до 67%) и немного меньше - в натуральном объеме (с 58% до 62%). Италия сохранила за собой второе место, но ее доля существенно сократилась: с 23% до 13% в денежном выражении и с 12% до 9% - в натуральном. Украина укрепила свои позиции в натуральном объеме импорта (с 7% до 9%), но потеряла в денежном выражении (с 7% до 6%). Франции удалось сохранить свою долю рынка в денежном выражении (8%), при этом доля в натуральном объеме выросла (с 4% до 5%).

Перспективы укрепления позиций российских производителей по-прежнему выглядят неплохо, но для прорыва отечественным заводам необходимо серьезно потеснить зарубежных конкурентов в производстве продукции под частными марками, а также повысить активность в проведении промо-акций, основного инструмента повышения продаж в сегодняшней ситуации.

* Здесь и далее приведены цифры исходя из статистической стоимости товара