В преддверии предстоящего Петербургского международного экономического форума, одной из тем которого станет станет реализация экспортного потенциала России, Президент некоммерческого партнерства «Объединение производителей посуды» и директор завода "Нева металл посуда" Александр Шереметьев в интервью корреспонденту газеты "Санкт-Петербургские Ведомости" оценил состояние российского производства посуды и определил перспективы его развития.
– Александр Паисович, каково состояние отечественного рынка посуды?
– В государственном понимании сегмент посуды отсутствует в принципе, нет у нас и единой статистики: из-за разобщенности рынка реальные показатели получить трудно. Одна из причин – многообразие посуды. Металлическая, к примеру, подразделяется на посуду из алюминия, чугуна и нержавеющей стали. Стеклянная – на хрусталь, простое и гладкое стекло, термостойкое и каленое стекло. Пластик делится на одноразовую посуду и бытовые изделия из пластмассы. Изготовители одноразовой тары ничем другим не занимаются. Пожалуй, больше всего разновидностей у фарфора – бытовой, ресторанный, тонкостенный, толстостенный, фаянс и так далее.
– Если говорить об экспортной составляющей рынка посуды, то флагманом здесь, безусловно, выступает фарфор. В Петербурге работает старейшее предприятие – Императорский фарфоровый завод, продукцию которого интуристы берут на ура...
– Фарфоровая посуда всегда пользовалась спросом. При этом данная отрасль представлена не только классическими произведениями. Более того: не все заводы, работающие с этим материалом, делают подарочную посуду. Например, Октябрьский завод фарфоровых изделий (ныне – «Башкирский фарфор») специализируется на ресторанном и домашнем ассортименте, а также выпускает декоративные статуэтки.
В сложные экономические времена именно производители фарфоровой посуды пострадали больше всего – этот рынок заполнил дешевый китайский фарфор. Так вышло, что отрасль фарфора в посудном легпроме России оказалась самой отсталой по технологиям и оборудованию. Многие советские марки ушли вовсе. Но это закон рынка. Такие крупные компании, как «Императорский фарфоровый завод», «Дулевский фарфор» и ряд других, все же выжили. Как только у предприятий появлялось новое оборудование и технологии, оно потихоньку вставало на ноги.
Сейчас российские марки начинают понемногу вытеснять импорт с полок отечественных магазинов. Китайский и чешский фарфор становится с каждым днем дороже, и наши сетевики присматриваются к российскому товару. Отрадно, что производители поняли, что сейчас самое подходящее время расширяться и заниматься экспортом. Качество российского фарфора высокое, а подорожавшие доллар и евро делают нашу посуду привлекательной для заграничных покупателей.
– Вы упомянули «Башкирский фарфор», однако за кадром осталась маленькая деталь: глину для посуды в город Октябрьский (180 км от Уфы) везут из Германии. Какой же будет эффект от игры на валютных курсах, если сырье покупают за евро?
– К сожалению, в России очень мало поставщиков качественной глины для производства именно фарфора. А ведь к поставщикам посуды для сегмента HoReCa предъявляются повышенные требования: тарелки и чашки должны быть износостойкими, легко штабелироваться, мыться и т. д. Здесь, конечно, уместно сказать о том, что импортозамещение надо в первую очередь начинать с поставщиков сырья для посудной отрасли. Без этого говорить о выходе на европейский и другие рынки нельзя.
– Знают ли сами россияне свои посудные марки?
– Понятие бренда в посуде у нас только начинает формироваться. В пластике вообще люди не обращают внимания на бренд. Соответственно, большая часть людей покупают посуду, исходя из соотношения цена/качество. В целом большинству российских производителей посуды пока не до брендов, потому что покупатель больше ориентируется на стоимость, нежели на бренд. А то, как представлены производители российской посуды в сетях, зависит не от качества и характеристик изделий, а от политики сетей. Как же стимулировать интерес соотечественников к нашей продукции? Производить качественные товары, активно вести собственную маркетинговую политику.
– Насколько сейчас востребована отечественная посуда из пластмассы?
– Спрос на нее растет с каждым годом. Впервые это стало отчетливо заметно в кризис 2008 – 2009 годов. В то время «пластмассовый» сегмент рынка был самым модернизированным среди посудных коллег. Именно производители пластика сейчас лучше всего подготовлены для импортозамещения, поэтому сегодня 70 – 80% пластиковой посуды, представленной на полках российских магазинов, отечественного производства.
Российский пластик стал конкурентоспособным и на мировых рынках. Например, башкирский завод «Альтернатива» уже второй год выставляется на крупнейшей международной выставке посуды Ambiente во Франкфурте-на-Майне.
С каждым годом преобладание пластика во всех окружающих нас вещах растет. До 2015 года это было связано с расширяющейся сетью фастфуда и ресторанного бизнеса. Даже сейчас во многих ресторанах принято уносить еду с собой, а для этого нужна одноразовая посуда.
– Где в России производится больше пластиковой посуды?
– Основная концентрация крупных игроков «пластмассового» рынка – в Подмосковье (компании «Полимер», «Бытпласт», «М-пластика»). Из крупных в регионах можно упомянуть тот же завод «Альтернатива», есть один большой завод пластмассы на Дальнем Востоке. При этом на локальных рынках представлено множество малых и средних предприятий.
– Готовы ли объединяться игроки рынка посуды, чтобы отстаивать свои интересы на государственном уровне?
– Безусловно, иначе не было бы нашего партнерства. В него входят и петербургские компании (например, завод «Нева металл посуда», который делает антипригарные сковородки), и предприятия из других регионов. Цель нашего объединения – защита российских товаров народного потребления на отечественном рынке, обмен опытом. Мы помогаем друг другу по всем вопросам, в частности, по вопросам сертификации и выходу на иностранные рынки. Наша задача – транслировать на рынок цивилизованные условия ведения бизнеса.
Объединившись в некоммерческом партнерстве, игрокам рынка удобнее работать с государственными структурами и не относиться друг к другу как к конкурентам. Из-за разноплановости отрасли члены нашего партнерства работают с разными департаментами Минпромторга, и в одиночку отстоять отраслевые интересы довольно сложно.
Источник - http://spbvedomosti.ru/news/ekonomika/servizy_na_nbsp_vse_nbsp_vremena/