Новый ГОСТ на посуду с антипригарным покрытием: как найти баланс между техническими характеристиками и потребительскими свойствами

В 2017 году Технический комитет № 297 по стандартизации заканчивает доработку нового ГОСТ на алюминиевую посуду. Каким образом принятие данного документа повлияет на рынок посуды с антипригарным покрытием и какие тесты должны выдерживать качественные изделия, рассказал один из разработчиков нового государственного стандарта руководитель компании «Нева металл посуда» Александр Паисович Шереметьев.

- Почему возникла необходимость разработки данного ГОСТа?

- Идея разработки новых государственных стандартов возникла в 2012 году после того, как на российский рынок пришли изделия с «керамическим» покрытием. Они созданы на основе органических силоксанов, которые на самом деле к натуральной керамике отношения не имеют. В процессе эксплуатации заявленные свойства покрытий не подтвердились. В итоге потребители оказались дезинформированы. Тогда и возникла необходимость для отечественных производителей занять более взвешенную позицию, чтобы противостоять потоку некачественных изделий из стран Юго-Восточной Азии. Для нас, как для людей, которые работают на благо своей страны, очень важна безопасность наших покупателей. Не секрет, что стандарты качества на продукцию из азиатских стран намного «мягче», чем в России. Мы же, к примеру, начали выпуск керамических сковород только с появлением третьего поколения покрытий, технические характеристики которых полностью отвечали нашим стандартам по безопасности.

Поэтому наша главная цель при разработке ГОСТа - «охватить» покрытия нового поколения, которых еще не было в Советском Союзе при принятии последней редакции данного документа в 1981 году.

- При разработке нового ГОСТ уделено большое внимание разделу, который описывает тестирование продукции. Какие принципиально новые предложения по проверке качества учитывает этот раздел?

- При работе над данным документом для нас было важно уделить внимание и тестированию потребительских свойств изделий. Предыдущие версии ГОСТа этот вопрос не затрагивали. Поэтому с 2011-2012 года мы начали плотно сотрудничать с такими общественными организациями, как Общество по защите прав потребителей. Вместе с ними мы пришли к выводу, что при разработке ГОСТ необходимо найти баланс между техническими характеристиками, на которые ориентируется производитель, и потребительскими качествами, которые покупатель хочет получить от товара. Поэтому все тесты мы разрабатывали совместно с экспертами организаций, которые непосредственно работают с обращениями потребителей. Это дало нам возможность понять, что волнует наших клиентов и каким требованиям должна отвечать продукция в глазах покупателя. Надо отметить, что на нашем заводе лабораторные тесты максимально приближены к условиям реальной эксплуатации, так что многие из собственных наработок «Нева металл посуда» легли в основу технического стандарта.

- Как строилась работа над ГОСТ? Каких экспертов Вы привлекали для работы над документом?

- Работа над документом заняла около полутора лет. Помимо специалистов «Нева металл посуда» были задействованы эксперты общественных организаций, которые занимаются вопросами потребительского рынка. Специалисты Центра сертификации провели ряд тестов по «поведению» антипригарных покрытий при высоких температурах. В некоторых испытаниях посуда нагревалась свыше 250 градусов по Цельсию. При стандартной эксплуатации антипригарной посуды, конечно, температуры ниже. Но нам важно было включить данные по экстремальным режимам.
По работе с техническими свойствами изделий нам помогал Технологический институт Санкт-Петербурга. Мы давно знакомы со специалистами данного учреждения и уверены в их высокой квалификации.

- Александр Паисович, участвовали ли в работе над ГОСТ другие производители?

Меня радует, что отечественные предприятия поддержали нашу инициативу, несмотря на то, что с начала 2000-х годов применение ГОСТов носит добровольный характер. Но поскольку большая часть производителей в 2014-2015 гг не входила в Технический комитет № 297 при Росстандарте, они начали работать уже с первой редакцией ГОСТа. И вносили свои замечания в рабочий документ.

Одни из основных дебатов развернулись насчет толщины нанесения антипригарного покрытия, поскольку производители посуды из штампованного алюминия по одной из технологий наносят меньший слой, чем производители посуды из литого алюминия. Единственным решением было договорится о снижении требования к толщине антипригарного слоя для продукции из штампованного алюминия, что мы и сделали.

Еще одна сложность состояла в том, чтобы объединить требования к литой и штампованной посудах в едином регламенте. Ведь они обладают разными свойствами. Поэтому разработчики ГОСТ определили перечень испытаний, которые должны выдерживать любые изделия.

Надеемся, что данный технический стандарт будет согласован в этом году. А дальше нас ждет работа еще над двумя новыми ГОСТами – отдельно для штампованной и литой посуды.

- Можно ли назвать разработку этого ГОСТа новым этапом в развитие отрасли алюминиевой посуды, который задает новые стандарты для бизнеса?

- Для нас важно, что принятие этого ГОСТа позволит учесть интересы потребителя. То есть перекос, который был в «советском» стандарте, и учитывал только технические характеристики, игнорируя потребительские свойства, должен быть устранен. Это позволит повысить качество отечественной продукции и сделать ее более удобной в использовании. Я считаю, что с таким курсом у нас есть все шансы потеснить иностранного производителя. Да и сейчас качество отечественной посуды не хуже, а по некоторым параметрам и превосходит иностранные товары. Другой вопрос, что менталитет потребителя таков, что он априори считает импортную продукцию лучше отечественной. В России, благодаря тому, что большинство заводов «вышло» из военного производства, технические требования к выпускаемой продукции очень жесткие. Даже сейчас большинство предприятий по выпуску посуды базируются на металлургических комбинатах. С одной стороны, это обеспечивает жесткий контроль, с другой стороны такие производства не ориентированы на потребителя. Это «палка о двух концах». Выпуск, например, сковородок требует определенного оборудования и знаний. Люди, которые вчера производили двигатели для ракет не могут в одночасье переориентироваться и начать делать посуду, которая бы отвечала всем требованиям потребителей. Ведь на современном рынке удобство пользования, эргономичность изделий и дизайн прочно вошли в понятие качества наряду с составом сплава или толщиной дна.

- Какие требования Вы, как руководитель предприятия, предъявляете к продукции собственного завода?

- Для меня ответ однозначен. Если я сам готов пользоваться изделиями своего предприятия и рекомендовать их своим друзьям, значит мы делаем качественный продукт. Именно поэтому мы используем собственные разработки завода, начиная от литья заготовок и заканчивая нанесением антипригарных покрытий. Это позволяет нам быть уверенными в качестве каждого изделия.

www.nmp.ru