Опасность штиля

Стагнация – достаточно непривычное состояние для российского рынка посуды. С 90-х годов прошлого столетия экономика приучила нас к постоянной динамике, когда рынок либо развивался бурными темпами, либо головокружительно падал из-за очередного кризиса. Сегодня же наблюдается необычная картина – экономические показатели текущего года в значительной степени идентичны показателям прошлого года, а рынок охватывает атмосфера застоя и призрачности перспектив развития.

По данным Росстата, с начала года наблюдается незначительное снижение реальных располагаемых доходов российских граждан. За семь месяцев текущего года они упали на 1,4% (в январе-июле 2016 года снижение составило 5,3%). Пока не видно каких-то предпосылок в экономике, чтобы текущий тренд до конца года поменялся. Скорее всего, к концу декабря состояние нулевого роста будет зафиксировано. Хотя политический запрос на меры по улучшению жизни людей в преддверии выборов 2018 года легко предсказуем, но существенные вливания в экономику маловероятны ввиду отсутствия средств в бюджете, а целевые траты на пенсионеров или бюджетников имеют краткосрочный и незначительный эффект.

В розничной торговле тоже наблюдаются колебания, не выходящие за рамки статистической погрешности. За январь – июль 2017 года оборот ритейла упал на 0,2% (январе-июле 2016 года падение было на уровне 4,6%). Минэкономразвития, правда, по своему индикатору «спрос-запрос» увидело восстановление потребительской активности до уровня 2014 года, но пока объективных доказательств этой гипотезе не видно.


Источник - Росстат

Как отмечалось ранее, рынок посуды в условиях нулевого роста оказывается впервые за долгие годы. Стагнация в некоторых отношениях даже хуже кризиса. В условиях резкого падения рынка проще определять цели и мобилизовывать персонал, который в значительной степени мотивируется страхом за свое будущее. При стагнации опасность потерять рынок снижается и на место страха приходит апатия и безразличие.

За последние год-полтора рынок посуды в целом нашел новое состояние баланса сил. Импортеры более-менее приспособились к малопредсказуемым колебаниям курса рубля, производители же практически исчерпали преимущества, полученные после 2014 года, и теперь кто-то озабочен тем, чтобы не потерять завоеванные позиции, а кто-то вернулся к борьбе за выживание.

Конкурентная борьба сейчас главным образом носит ценовой характер: производители, импортеры, оптовики и ритейлеры вынуждены следовать за новоприобретенными привычками потребителей к экономии, предлагая ему более дешевую продукцию, запуская акции и распродажи. Ассортиментная политика становится все более консервативной, новые продукты разрабатываются на основе уже проверенных бестселлеров или просто копируют их с расчетом на гарантированный спрос, и лишь немногие компании отваживаются на эксперименты и поиск новых решений.

Маркетинг и продвижение продукции тоже перефокусируется на решение узких задач: подвинуть конкурента на полках определенных магазинов или в прайсе оптовика (в 90% случаев - за счет более низкого ценового предложения); провести акцию по стимулированию спроса (тоже, как правило, за счет снижения цены). В 2017 году появление новых торговых марок или выходов в новые товарные ниши и сегменты стало редкостью, как и любая другая активность, сопряженная с риском.

Такая ситуация потенциально является опасной для многих компаний. Практически все истории, когда компании терпели крах на рынке посуды, связаны с субъективными факторами. В период роста, сменяющегося падением спроса, причины уходов с рынка обычно связанны с переоценкой своих возможностей и не готовностью к смене экономических условий, в период стагнации же основную угрозу представляет потеря мотивации и отсутствие продуманной стратегии. С другой стороны, у игроков рынка посуды, которые найдут способ не зацикливаться на ценовой конкуренции и смогут мотивировать персонал на активность, есть хорошие шансы на то, чтобы по прошествии осенне-зимнего сезона высокого спроса укрепить свои позиции и увеличить долю рынка.

© posudka.ru