Антипригарные покрытия для посуды - один из самых технологичных и постоянно развивающихся сегментов, где постоянно происходит процесс поиска новых решений и усовершенствований. Большая часть антипригарной посуды, представленной на полках наших магазинов, имеет покрытия зарубежных марок, но в России есть и свои производители антипригарных систем. Одна из компаний, которая специализируется в данной сфере - это "Лаборатория инноваций НПО "Наука", генеральный директор которой, Станислав Сергеевич Пантюхин, рассказал нам об особенностях отечественных решений в области антипригарных покрытий и перспективах развития рынка антипригарной посуды.
- Что сегодня из себя представляет Лаборатория инноваций НПО «Наука» и какую роль в вашем бизнесе занимает производство антипригарных покрытий?
Лаборатория инноваций НПО «Наука» является дочерним предприятием одного из старейших авиационных предприятий России, ПАО НПО «Наука», которому в прошлом году исполнилось 86 лет. За многие годы научной и производственной деятельности авиационная отрасль накопила множество передовых технологий, которые могут применяться и в других областях. В том числе и технологии полимерных покрытий. Для реализации таких изобретений в других областях и была создана Лаборатория инноваций НПО «Наука». Разработка и производство антипригарных покрытий SlideFix - это первая технология, которой Лаборатория инноваций занялась в 2012 году.
- Расскажите о самих покрытиях, какие их разновидности для производителей антипригарной посуды вы предлагаете? В чем особенности ваших покрытий по сравнению с наиболее популярными зарубежными аналогами?
Всё это время мы постоянно работаем над совершенствованием антипригарных покрытий. Ищем новые методы упрочения покрытий и повышения антипригарных свойств. Для улучшения качества продукции и снижения её стоимости мы постепенно наращиваем глубину переработкой полимеров, в т.ч. освоили технологии синтеза отдельных полимеров.
К преимуществам покрытий SlideFix можно отнести универсальность, прочностные характеристики, цену и то, что они производятся в России.
Под универсальностью подразумевается то, что разнообразные компоненты системы можно комбинировать между собой для получения различных характеристик покрытия на посуде. То есть, предприятие, производящее посуду с антипригарным покрытием, закупающее одни и те же материалы, может выпускать продукцию с разными характеристиками и цветовой гаммой. Сегодня мы предлагаем свыше 40 цветовых решений. Самые популярные представлены в нашем Instagram.
Что касается прочности, то одним из главных качественных преимуществ материалов SlideFix перед импортными аналогами является максимальная возможная толщина облицовочного покрытия - до 100 мкм. Чем выше толщина облицовочного слоя, тем дольше будет работать сковорода на кухне. Большинство импортных аналогов допускают суммарную толщину покрытия 20-40 мкм. Из них облицовочный слой будет только 10-20 мкм.
- Хотелось бы уточнить по поводу адгезии. Большинство проблем со сковородками у покупателей связаны с тем, что покрытие плохо держится на поверхности посуды. Насколько ваши покрытия требовательны к качеству и подготовке заготовок?
Вы совершенно правильно увязали вопрос адгезии и подготовки поверхности. Проблемы адгезии в большей степени вызваны огрехами подготовки поверхности. Сама процедура подготовки поверхности не является сложной и включает в себя пескоструйную обработку, и обдувку. При соблюдении элементарных правил культуры производства (своевременная замена электрокорунда, использование перчаток, промывка пульверизаторов и т.п) опасений за отслоение покрытия на протяжении всего срока службы изделия быть не может. Компоненты которые обеспечивают адгезию покрытия к изделию в материалах SlideFix являются нашем ноу-хау и синтезом этих компонентов мы занимаемся самостоятельно.
Возвращаясь к нашим преимуществам, на сегодняшний день мы предлагаем самую низкую цену среди аналогичных производителей на антипригарные материалы для производителей посуды. Ну и конечно, не стоит забывать о том, что это полностью отечественный продукт, который производится в России, в Москве. Его стоимость не зависит от курсовых колебаний валют.
Также мы обладаем технологией нанесения покрытия с рисунком, что открывает новые возможности для брендирования посуды. А крупным производителям посуды готовы предложить разработать эксклюзивные цвета покрытий.
- Вы используете PTFE и другие компоненты только российского производства?
Если быть совсем точным то действительно мы применяем некоторые пигменты и другие компоненты импортного производства потому что отечественная промышленность не выпускает достойных аналогов. Но их суммарная доля не превышает 5ти процентов в рецептуре нашей продукции.
- У вас покрытия «на водной основе». Это часто сегодня встречающаяся характеристика. Что в действительности она означает и в чем отличия таких покрытий от покрытий на какой-либо другой основе?
Принимая решение сделать систему водной, мы думали об экологии и об условиях труда для рабочих в цехах по нанесению покрытий на готовое изделие. Также водные системы безопасны с точки зрения пожарной опасности и их транспортировка стоит значительно ниже по сравнению с системами на растворителях.
Добиться растворения некоторых полимера в воде оказалось непростой задачей, но мы с ней успешно справились. Данное решение оказалось уникальным и было запатентовано так же, как и другие наши изобретения в области переработки и применения полимеров.
- Как, на ваш взгляд, меняется рынок посуды с антипригарным покрытием? Меняется ли баланс между дешевой и качественной посудой? Есть ли, по вашему мнению, перспективы у так называемых «керамических» покрытий?
Последнее время в России стали появляться новые производители литой алюминиевой посуды с антипригарным покрытием. Все чаще наши производители осваивают производство посуды для индукции. Таким образом, качественная посуда становится дешевле. Конечному потребителю становится проще выбрать качественную отечественную посуду, при этом она не будет значительно дороже китайской и штампованной.
По моему мнению, антипригарные материалы на основе фторопласта (PTFE) надежно заняли позиции на рынке. Других материалов, которые могут выдать превосходящее соотношение качественных характеристик и стоимости, нет. Мы проводили НИиОКР в области керамических антипригарных покрытий, а также полимерных покрытий без фторопласта но, не увидев достаточного потенциала, не стали выводить их на рынок. Единственное, чем керамические покрытия могут быть лучше фторопластовых, это в цветах, ярких и насыщенных. Однако на кухне нам намного важнее антипригарные свойства, а не яркий цвет сковороды с внутренней стороны.
- Ваши партнеры оказывают услуги по обновлению покрытий на старых сковородах. Популярна ли такая опция у покупателей и есть ли в ней экономический смысл, не проще ли купить новую сковороду?
Основным видом деятельности таких партнеров является восстановление покрытий на оборудовании и инвентаре для пищевой отрасли (на хлебных формах, противнях, ножах, тестоокруглителях, пельменных формах и т.п.) Для пищевиков это существенная экономия. Восстановление покрытия на посуде для населения - это их дополнительная деятельность. На сегодняшний день мало кто знает о такой возможности, ведь раньше таких услуг никто не предоставлял.
Когда на литой сковороде испортилось покрытие, это не значит, что сама сковорода вышла из строя. Представьте, что у Вас есть любимая сковорода 26 см, которая стоит 1500-2500р. Вы к ней уже привыкли. Привыкли к её весу и форме ручке. Но через какое-то время поцарапали покрытие и к ней стала пригорать пища. Раньше Вам, скорее всего, пришлось бы покупать новую. Но теперь Вы можете восстановить покрытие на своей любимой сковороде за 500-900 рублей. При этом она будет ничуть не хуже новой и прослужит, возможно, даже дольше, чем до восстановления. Экономия тут очевидна.
К нам тоже часто обращаются частные лица для восстановления покрытия на их посуде, и мы им не отказываем. Делаем это не столько для дополнительно заработка, а скорее для популяризации такого вида услуг. Я верю, что такая услуга вскоре появится в каждом пункте металлоремонта или доме быта. Потенциальный рынок этих услуг огромен.
- Опасаетесь ли Вы зарубежных конкурентов которые занимают лидирующие позиции на рынке антипригарных покрытий?
Нет, совсем наоборот. Мы готовы к совместной работе, как с нашими потребителями, так и с текущими конкурентами. Сейчас у нас большое количество идей и перспективных наработок в области полимерных покрытий как пищевого, так и технического назначения. Но, к сожалению, мы не можем заниматься всеми ими одновременно. В первую очередь продвигаем разработки, которые нам кажутся наиболее востребованными. Объединение усилий со стратегическим партнером поможет интенсифицировать эту работу.